Кыргызский фильм «Атанын керээзи» («Завещание отца») Дастана Жапар уулу и Бакыта Мукула был номинирован на премию Азиатско-Тихоокеанской киноакадемии (Asia Pacific Screen Awards, APSA) в категории «Лучший киносценарий». Глава пресс-службы Территориального координационного совета (ТКС) штата Квинсленд, Австралия Наталья Наумова побеседовала с режиссером Дастаном Жапар уулу.
— Что для вас значит быть выбранными жюри APSA в номинации «Лучший Сценарий»?
— «Завещание отца» — это наш дебютный фильм. Когда наша команда работала над лентой, мы даже мечтать о подобном не могли! Помню, два года назад смотрели фотографии с церемонии и только представляли себе, каково это быть там, среди номинантов. На данный момент «Завещание отца» выиграл 20 призов на мировых кинофестивалях, ну а номинация APSA за лучший сценарий становится прекрасным результатом, завершением всего этого длинного пути.
— Дастан, какую главную мысль вы хотели донести своим фильмом до зрителя?
— Наш фильм о том, что где бы человек не находился, где бы он ни жил, он не должен забывать свои корни. Даже если вдруг у человека нет возможности вернуться на свою родину, он должен пытаться нести свою культуру в мир, с гордостью нести свою национальную идентичность. В фильме мы так же исследовали проблемы заграничной миграции, что является темой горячих дискуссий в кыргызском обществе, так как из Кыргызстана сейчас происходит серьезный отток населения за границу и, мне кажется, пора начинать решать проблему.
— На ваш взгляд, «Завещание отца» – эта лента больше для фестивалей или для широкого проката?
— Мы, прежде всего, хотим, чтобы обычный зритель посмотрел наш фильм, чтобы в сознании человека хоть что-то поменялось, хотя бы на один процент. Для нас будет это большим достижением, если большое количество людей увидят нашу ленту. В то же время, фестивали нужны для таких фильмов как «Завещание отца», так как они не коммерческие, не развлекательные, на такие фильмы зрители почти не ходят. Чтобы завлечь зрителя и показать ему наш продукт — нам нужна реклама, которую обеспечивают фестивальные награды, завоеванные фильмом. Да и на площадках самих кинофестивалей собирается та публика, которая неравнодушна к судьбе своего народа, которая хочет просветить свое общество.
— Должно ли кино выполнять просветительскую роль? Образовывать зрителя, преподавать ему урок, учить морали?
— Мы на стороне просвещения, наш фильм очень четко придерживается этой линии. Мы не ставили своей целью развлечение, для этого у нас есть множество других режиссеров, около 20 в стране.
— Как вы думаете, почему кино, снятое в Кыргызстане кыргызскими режиссерами о жизни кыргызских людей интересна жюри международных фестивалей и международному зрителю?
— Возможно потому, что в их жизнях они встречают на пути абсолютно те же самые вопросы и препятствия, что и те, которые были озвучены в нашем фильме. На международных фестивалях, где я побывал (Белоруссия, Германия, Испания, Россия, Индия), все зрители восприняли фильм одинаково. Люди легко вникли в проблемы, которые поставил перед ними «Завещание отца», потому что язык кино понятен людям разных национальностей, религий и традиций. У многих, однако, сложилось такое обманчивое мнение, что артхаусное кино создано исключительно для фестивалей и им кажется, что оно слишком сложное для обычной аудитории. Мы же хотели сделать такой фильм, который был бы понятен среднестатистическому зрителю, но так же высоко бы котировался на фестивалях. И у нас, я думаю, неплохо получилось.
Учитывая количество международных наград, которые золотым дождем осыпали фильм «Завещание Отца» — слова Дастана Жапара улуу как нельзя точно отражают реальность. У них, действительно, получился фильм, который не только удовлетворяет вкусам взыскательного жюри, но и отражает важные историко-социальные вопросы, волнующие зрителя из многих регионов и стран. Замечательно, что кино являет собой силу, способную преодолевать тысячи километров, стирать границы языков и рассказывать истории, которые так близки людям по всему земному шару.