Государственный комитет национальной безопасности КР выносит на общественное обсуждение законопроект «О государственной охране».
Согласно документу, настоящий законопроект разработан в целях совершенствования деятельности органа государственной охраны, приведения его в соответствие с Конституцией Кыргызской Республики.
Проект закона разработан в рамках достижения задачи по реализации Указа Президента Кыргызской Республики «О проведении инвентаризации законодательства Кыргызской Республики» от 8 февраля 2021 года № 26, а также деятельности Межведомственной экспертной группы по инвентаризации законодательства Кыргызской Республики, утвержденной распоряжением Правительства Кыргызской Республики от 10 марта 2021 года № 55-р.
Законопроект определяет правовые основы деятельности по обеспечению государственной охраны, ставить задачи по обеспечению безопасности объектов государственной охраны, защиту охраняемых объектов.
В связи с принятием Конституции КР от 5 мая 2021 года в Кыргызской Республике устанавливается президентская форма правления, новый порядок формирования органов исполнительной, законодательной и судебной власти.
Таким образом, в настоящем законопроекте определяется новый круг объектов государственной охраны (охраняемых лиц) с исключением из действующего законодательства о государственной охране норм относительно предоставления государственной охраны депутатам Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
При этом проектом предлагается предоставление государственной охраны гражданам Кыргызской Республики и иностранным гражданам по распоряжению президента Кыргызской Республики с соответствующим порядком его предоставления, в том числе в случае угрозы безопасности государственных гражданских служащих, депутатов и т.д. Также актуализировано и приведено в соответствие с международными обязательствами Кыргызской Республики в области государственной охраны предоставление государственной охраны главам иностранных государств, правительств и парламентов, а также иным лицам, подлежащим охране в соответствии с международными договорами.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 91 Конституции Кыргызской Республики кабинет министров обеспечивает реализацию мер по охране суверенитета и территориальной целостности государства, защите конституционного строя, а также мер по укреплению обороноспособности, национальной безопасности и правопорядка.
Согласно статье 2 Закона Кыргызской Республики «О национальной безопасности» основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Соответственно обеспечение безопасности должностных лиц, возглавляющих указанные ветви власти, является обеспечением национальной безопасности.
В соответствии со статьей 10 Закона Кыргызской Республики «О гарантиях деятельности Президента Кыргызской Республики и статусе экс-президента Кыргызской Республики» Президент Кыргызской Республики и члены его семьи в местах их постоянного проживания и временного пребывания обеспечиваются личной охраной. При этом согласно статьи 6 Закона Кыргызской Республики «О государственной охране» к объектам государственной охраны относятся лица, указанные в настоящем Законе.
Таким образом, вышеуказанные правовые нормы в части предоставления государственной охраны членам семьи Президента Кыргызской Республики, закрепленные в Законе Кыргызской Республики «О гарантиях деятельности Президента Кыргызской Республики и статусе экс-президента Кыргызской Республики», не предусмотрены в нормах действующего Закона Кыргызской Республики «О государственной охране».
Следует отметить, что согласно статье 33 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» при выявлении пробелов и коллизий в нормативных правовых актах нормотворческие органы (должностные лица), принявшие их, вносят в них соответствующие дополнения или изменения, устраняющие пробелы и коллизии.
В соответствии со статьей 94 Конституции Кыргызской Республики судебная система Кыргызской Республики устанавливается Конституцией и законами, состоит из Конституционного суда, Верховного суда и местных судов. Далее согласно статьи 95 Конституции председатели Конституционного суда и Верховного суда назначаются Президентом по предложению Совета судей и с согласия Жогорку Кенеша из числа судей Конституционного суда и Верховного суда сроком на 5 лет.
Таким образом, действующей Конституцией Кыргызской Республики вновь образован Конституционный суд Кыргызской Республики с назначением председателя Конституционного суда. Согласно статьи 97 Конституции Кыргызской Республики Конституционный суд является высшим органом судебной власти, осуществляющим конституционный контроль посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции.
В связи с введением института конституционного судопроизводства как отдельного и самостоятельного суда имеется необходимость в соответствующем предоставлении государственной охраны его председателю по аналогии с председателем Верховного суда.