Накануне президент Садыр Жапаров подписал указ «О мерах по реализации Закона Кыргызской Республики «О погребении и похоронном деле».
Муфтияту поручено упорядочить традиции захоронения, издать соответствующие фетвы, чтобы избежать траты при установке памятников на могилах. Специалист отдела фетвы Духовного управления мусульман Кыргызстана Равшан Эратов рассказал агентству «Кабар» о предстоящей работе, которая в течении двух лет была направлена на предотвращение излишних трат.
— Вчера вышел указ президента о том, что на муфтият возложен ряд обязанностей. Какая сейчас начата работа в этом направлении?
— Указ президента о реализации закона «О погребении и похоронном деле» направлен на то, чтобы сегодня избежать излишеств при погребении и уравновешивании социального положения мусульман. Сейчас во время погребения встречаются случаи, когда люди соревнуются друг с другом: один делает мраморный памятник, другой кладет гранитный камень, а также топчат другие, расположенные рядом, мусульманские могилы. С целью остановить подобное, президент поручил муфтияту привести мусульманские погребения в соответствие с правилами шариата. В данный момент Духовное управление мусульман Кыргызстана разрабатывает фетву. В фетве вводятся правила, предусматривающие прекращение расточительства с момента смерти умершего, при обмывании его тела, в накрывании столов для народа, прибывающих на похороны, запрет на размещение над могилами камней из мрамора и гранита, установку металлических ограждений.
— Существуют ли какие-то правила захоронения усопших по канонам ислама, есть ли определенные требования?
— Как сказано в хадисе Пророка, над могилой нельзя устанавливать плиту, высокое сооружение, будь то из гипса, бетона или глины, а также размещать надписи. Кроме того, запрещается садиться и ходить по надгробию. Ведь умерший человек заслуживает того же уважения после смерти, что и при жизни. Может возникнуть вопрос, почему шариат запретил установку надгробий? Во-первых, во избежание расточительства, так как дорогостоящие камни никому не пойдут на пользу, а во-вторых, те, кто посещает кладбища для чтения курана по умершему, должны выйти оттуда под влиянием своего внутреннего мира, где важно понять, что означает “переход из этого греховного мира в мир истины”.
— Сегодня в установлении памятников на могилах есть неравенство между людьми. Теперь ситуация изменится?
— Установка памятника на могиле вызвала своеобразную конкуренцию, и среди людей больше не стало равенства. Некоторые люди являют высокомерие, в то время как у других нет средств, и они чувствуют свое неравенство в том, что они не смогли установит памятник для умершего. Вот почему я думаю, что этот указ устранит все споры о похоронах в нашем обществе. Ранее муфтият на своем уровне проводил разъяснительные мероприятия по этим вопросам. Данный указ положит конец вышеупомянутым проблемам. В настоящее время соответствующие ведомства приступили к массовому выполнению возложенных на них задач.
— Отмечено, что памятники и ограждения на могиле должны быть изготовлены из древесных материалов, высотой не более 70 сантиметров. Какая работа проводится в данном направлении?
— Сейчас мы рассматриваем возможность включения в фетву о том, что, не допуская расточительства, необходимо делать отметки на деревянном материале размером не более 70 сантиметров, чтобы люди могли приходить на кладбище и определить, где лежит их близкий. Необходимо, чтобы могила была самой простой и скромной. Что касается ограждений, то шариат разрешает ограждать внешнюю территорию могилы, чтобы люди и животные не ходили по ней, а также убирать и озеленять, проложить дорожку, чтобы люди чувствовали себя комфортно. Последующие захоронения будут упорядочены в соответствии с настоящим законом и на основе фетвы, которая будет издана ДУМКом.
— Два года назад вышел указ президента «О мерах по упорядочению семейных торжеств и поминальных обрядов в Кыргызской Республике». Прекратились ли за это время траты на похороны, есть ли изменения в плане убоя домашнего скота при обрядах поминовения?
— Конечно, определенные результаты имеются. В течение года мы проводили разъяснительную работу с сельским активом, старейшинами, имамами и населением на местах. Они приняли это правильно. Были люди, которые специально приходили к муфтию и благодарили его. Похоронные обряды не так сильно заметны в городах, в селах же из-за ложной гордости брали в долг и проводили похороны.
Но затем высказывались мнения о необходимости установления социального равенства. Однако, мы далеки от убеждения, что уже все пупорядочено.
К примеру, в Ошской и Баткенской областях издавна придерживаются скромности при похоронах. Можно сказать, что и в других областях стали сокращать излишние траты. А в Нарынской, Иссык-Кульской областях траты на погребение излишне расточительны, скот забивают десятками. Сейчас убой довели до одной единицы. Тогда в регионах собрались суд аксакалов, айылные кенеши, депутаты, народ, и установили внутренние правила. Теперь указ, выпущенный вчера, наведет порядок в обряде захоронения.
Интервью провела Мээрим Дуйшеналиева, Кыргызское национальное информационное агентство «Кабар»