Кадыр ажы Маликов: Исламское духовенство не смогло представить свой взгляд и политический проект легитимизации современного нацгосударства

Системный социальный и политический внутренний кризис, который переживает большинство мусульманских стран, возросшая нагрузка на государство подталкивает власти искать инструменты, укрепляющие легитимацию государственного устройства и существующего строя.
Особенно возрастает беспокойство стран ЦА на фоне прихода к власти движение талибан в Афганистане и началом процесса строительства «другой» политической модели, уже Исламского Эмирата Афганистан. Перспектива успешности и эффективности нового строя , может стать притягательной «витриной» для растущего протестного потенциала и настроений среди населения в странах ЦА.
При этом если раньше было проще обвинить те или иные экстремистские силы в идеологических отличиях (ваххабизме, салафизме) или заблуждениях (хизб ут Тахрир с идеей построить всемирный халифат), то с талибан дело обстоит иначе. Так как в движении талибан исповедуют тот же ислам ханафитского толка как и в странах ЦА. И это движение сохраняет национальную модель государства Афганистан в его границах, меняется только политическая модель правления.
В данном случае, светские политические элиты стран ЦА столкнулись с долгосрочными системными идеологическими вызовами. Геополитическая борьба между между западным блоком во главе с США и другими странами ведет к опасным рискам для стран ЦА. Современные вопросы терроризма и экстремизма превращаются в геополитический инструмент влияния и реальную угрозу для существования уже национальных государств. Исламское духовенство (улама) не смогло, да и вряд ли сможет в ближайшем будущем представить свой взгляд и политический проект легитимизации современного национального государства.
Однако следует признать, что на эти вопросы отвечают запрещенные движения. Они ориентируются на социальный и политический запрос мусульманского общества, имеют свою политическую повестку дня. И наверняка на фоне событий в Афганистане, активизируют идеологическую деятельность , отвечая на вопросы о понятии халифата или исламского государства, эмирата, джихада, социальной и политической справедливости, свободы и прав, актуализируется вопрос о политическом будущем правящих режимов и самой политической светской модели государств.

Вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *