Виртуальная встреча стран ОПЕК+, затянувшаяся на 10 часов с вечера четверга до раннего утра пятницы, завершилась соглашением большинства. Главным образом, договориться удалось России и Саудовской Аравии, которые снизят добычу на 23% до одинакового уровня — 8,5 млн. баррелей в сутки.
Всего страны альянса закрепили узы ограничений до конца апреля 2022 года. Заключить историческую сделку до конца неожиданно помешала Мексика, решившаяся противоречить ближневосточным странам.
ТАСС отмечает, что вопреки скепсису аналитиков, Россия и Саудовская Аравия на встрече в четверг все же смогли договориться о сокращении добычи. Крупнейшие производители нефти в альянсе согласовали одинаковый объем снижения до единого уровня добычи. Согласно проекту соглашения, обе страны сократят добычу на 2,5 млн. баррелей в сутки — до 8,5 млн. баррелей в сутки. При этом за базовый уровень взяты 11 млн. баррелей в сутки в обоих случаях.
Всего страны альянса ОПЕК+, как и ожидалось, снизят добычу на 10 млн. баррелей в сутки в течение мая-июня. Затем с июля по декабрь включительно суммарный объем сокращения снижается до 8 млн. баррелей в сутки, а с января 2021 до конца апреля 2022 года — до 6 млн. баррелей в сутки. Для всех участников (за исключением России и Саудовской Аравии) уровень отсечения добычи определяется октябрем 2018 года. Размер квот пропорционален для всех — 23% от базового уровня.
Несмотря на опасения наблюдателей, договориться министрам энергетики России и Саудовской Аравии удалось довольно быстро, примерно за два часа от начала встречи. Предыдущая встреча ОПЕК+ в Вене закончилась провалом, так как министр энергетики королевства принц Абдель Азиз бен Сальман не смог убедить своего российского коллегу Александра Новака усилить сокращение добычи после марта до 3,2 млн. баррелей в сутки. Встреча закончилась ничем, и соглашение, регулировавшее 40% мировой добычи на протяжении трех с лишним лет, истекло 31 марта.
Что за этим последовало, хорошо известно: в совокупности с влиянием пандемии коронавируса рынок нефти обвалился до минимумов 20-летней давности, а стоимость российской экспортной нефти Urals достигала $10 за баррель. По словам генсека ОПЕК Мухаммеда Баркиндо, с таким кризисом мировая энергетическая отрасль еще не сталкивалась, а колоссальный дисбаланс между спросом и предложением он назвал «ужасающим». Если не предпринять меры по ограничению добычи, то на стремительно падающем спросе мировые хранилища заполнятся сырьем уже в мае, предупредил генсек ОПЕК во время видеоконференции.
Созвать экстренное совещание в начале апреля предложила Саудовская Аравия. Этому предшествовали консультации с американским президентом Дональдом Трампом, который был недоволен тем, как падение цен нефти сказалось на нефтяной отрасли США. Впрочем, Эр-Рияд, председательствующий в этом году в G20, призвал распространить сокращение добычи не только на страны ОПЕК+, но и на других крупных нефтеэкспортеров в «Большой двадцатке», коими являются США, Канада и Бразилия.
Исторически почти ни одно заседание ОПЕК+ не обходится без неожиданностей. И, если в этот раз наблюдатели ждали долгих дебатов между российским и саудовским представителями, а также резких заявлений от Ирана, то трудности последовали с неожиданной стороны.
Представители трех стран альянса не согласны сокращать производство нефти на предложенные 23%. Среди них оказалась Мексика, которую на переговорах представляла министр энергетики Росио Нале, единственная женщина в мужском клубе производителей нефти. Глава мексиканского ведомства не отрицала необходимость снижать добычу на 400 тыс. баррелей в сутки, но противилась предлагаемому уровню отсечения.