Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев, выступая на VII саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркском совете) в Баку заявил о необходимости эффективно использовать потенциал новой железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК). Этот проект на Южном Кавказе изначально преподносился как «третий проект века». Однако в отличие от двух первых – нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум – он вызывал ряд вопросов в плане рентабельности и целесообразности в целом, в том числе политической.
Узбекистан впервые принял участие в Тюрксом совете в качестве полноправного члена региональной организации, передает «Вестник Кавказа».
Как отметил узбекский лидер Шавкат Мирзиеев, Узбекистан как неотъемлемая часть большой тюркской семьи придает большое значение развитию отношений с тюркоязычными государствами.
«Еще в первые годы независимости Узбекистан выдвинул инициативу «Туркестан – наш общий дом», которая была поддержана тюркоязычным сообществом. Наша страна приняла активное участие в первых саммитах глав государств тюркоязычных стран», – подчеркнул президент.
По его словам, самое важное – участие в Тюркском совете полностью отвечает коренным интересам нашего народа. «Сегодня на новый уровень вышли не только наши культурно-духовные связи, но и торгово-экономические отношения.
За последние три года объемы взаимной торговли наших стран увеличились почти в два раза. Создано свыше тысячи совместных предприятий, расширяется транспортное сообщение, растет число безвизовых туристических поездок, крепнут узы братства народов», — отметил Мирзиеев.
Узбекский президент обратил внимание участников саммита на вопросы развития малого и среднего бизнеса, которые имеют важное значение для всех государств-членов организации, в том числе для Узбекистана.
Он рассказал, что в Узбекистане в последние три года уделяется приоритетное внимание развитию стратегически важной сферы частной собственности и предпринимательства. Теперь ее доля в валовом внутреннем продукте составляет 59%.
Именно с развитием малого бизнеса и частного предпринимательства страна связывает свое будущее. «Развитие предпринимательства позволит создавать новые транспортно-коммуникационные сети, логистические центры, тысячи рабочих мест.
В этом процессе мы намерены активно использовать опыт развитых стран. Мы считаем своей приоритетной задачей создание самых благоприятных условий для установления прямых, основанных на взаимопонимании и доверии связей между предпринимателями.
На выполнение этих задач направлены итоги бизнес-форума делового Совета тюркоязычных государств, прошедшего недавно в Ташкенте с участием более 500 представителей бизнес-сообщества.
Мы предлагаем организовать совместные технопарки, инновационные стартап-компании и венчурные фонды. Готовы создать совместный инвестиционный фонд и открыть торговые дома тюркоязычных стран», — подчеркнул Мирзиеев.
Узбекский президент также отметил, что более 40% населения государств-членов Совета составляет молодежь.
«Для широкого вовлечения талантливой и образованной молодежи в предпринимательство мы предлагаем в рамках Тюркского совета учредить форум молодых предпринимателей и первое его заседание провести в следующем году у нас в Узбекистане», – сказал Мирзиеев.
Он обратил внимание на реализацию в странах Тюркского совета крупных транспортно-коммуникационных проектов. Их развитие, по словам президента, создаст широкие возможности для выхода товаров на рынки Европы, Китая и Южной Азии через транспортный коридор Центральная Азия-Турция. При этом необходимо более эффективно использовать потенциал новой железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (БТК).
«Мы заинтересованы в том, чтобы при организации центров транзита и логистики была задействована современная инфраструктура портов Актау, Туркменбаши, Алят, Самсун и Мерсин, а также предлагаем на совместное рассмотрение ответственными организациями наших стран вопроса о предоставлении взаимосогласованных скидок и преференций при транспортировке внешнеторговых грузов по территории стран Тюркского совета», – заявил узбекский лидер.
Руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде сказал «Вестнику Кавказа», что Узбекистан уже начал использовать БТК для перевозки своего хлопка и ряда других экспортных товаров. Говоря об эффективном использовании железной дороги, Шавкат Мирзиеев, по мнению эксперта, подразумевал проведение унифицированной политики и создание возможностей для узбекских товаропроизводителей более активно использовать этот маршрут.
«Поскольку БТК проходит через несколько стран, то и тарифная политика разнится, например, в отличие от северного маршрута, участниками которого являются Казахстан и Азербайджан. В том случае есть согласование тарифной политики. Узбекистан сегодня пытается использовать другое направление — через Туркменистан. Здесь как раз наблюдается несогласование между туркменскими и азербайджанскими тарифами», – отметил Велизаде.
Причина, по мнению эксперта, в том, что Туркменистан не является членом Тюркского совета, поэтому говорить в ближайшем будущем о создании общей тарифной политики сложно.
В рамках совета сотрудничества регионального объединения турецкая сторона предлагала унифицировать таможенные процедуры и тарифную политику. В этом случае для Узбекистана льготные возможности были бы большими, а значит и интерес был бы большим.
Научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев считает, что Узбекистан, только что вошедший в состав Тюркского совета, «подкинул» входящим в него странам повестку, которая могла бы стать интересной для всех и приносить отдачу и пользу. Президент Мирзиеев, по сути, перехватывает повестку взаимодействия зон свободной торговли (ЗСТ) СНГ и развития торговых и транспортных отношений Евразии.
«Программа председательства Узбекистана в СНГ в будущем году фактически совпадает с теми предложениями, которые узбекский лидер предложил для Тюркского совета», – сказал «Вестнику Кавказа» Караваев.
По словам эксперта, набор рациональных предметных предположений всем сторонам Тюркского совета небольшой и лежит на поверхности. При этом, как считает Караваев, взаимодействие в рамках Тюркского совета перекликается с тем, как они каждый по отдельности взаимодействуют с Россией.
«Фактически в этом сообществе (Тюркский совет – «ВК») не хватает одного пазла, который бы объединил все линии этой интеграционной структуры. Этот пазл – Россия», – уверен экономист. Например, российско-турецкие экономические отношения по объему торговли догоняют российско-германские отношения. «С Узбекистаном у России объем торговли второй после Украины.
Киев, несмотря на конфликт и войну, уверенно остается лидером в торговле со станами СНГ. А на третьем месте Азербайджан. Это взаимодействие упирается в инфраструктуру, которая используется российскими компаниями, в частности, РЖД.
Тем более, что в мае нынешнего года компания РЖД заключила соглашение с турецкими железными дорогами об эксплуатации магистрали и дальнейшего строительства второго железнодорожного пути от границы Грузии до Карса и еще одного терминала», – отметил Караваев.
И если бы, по его словам, Россия вошла в региональное объединение, то загрузка БТК вышла бы на плановый уровень. Но здесь есть еще одна проблема – надо достраивать инфраструктуру внутри Турции.