Сегодня, 27 апреля в Бишкеке открылся второй Индустриальный форум «Медиа топтоо – 2019». Первый день форума был посвящен ближайшим перспективам медиа. Организатором мерприятия является «Интерньюс» в Кыргызстане.
Форум собрал около 300 представителей медиасферы Кыргызстана для обсуждения наиболее значимых для рынка вопросов и трендов, которые будут определять векторы развития отрасли в ближайшее время.
Директор Представительства Интерньюс в КР Элина Каракулова представила обзор «Медиа Кыргызстана – 2019: тренды и вызовы»,в котором отражены все главные направления медийной сферы: какие события происходили, что в тренде, как они повлияли на развитие медийной индустрии и чем занимался офис Интерньюс в КР в рамках проекта «Медиа-К» последний год.
Глобальные тренды
Как раз перед нашим форумом «Репортеры без границ» опубликовали Глобальный индекс свободы слова, где заметен прорыв Кыргызстана, который «прыгнул вверх» на 15 позиций и оказался на 83-м месте вместо 98-го. Это прекрасный результат, но еще есть куда расти, смотря на Норвегию, которая находится на 1-м месте.
Элина Каракулова напомнила, что в республике произошла безболезненная смена власти. Переход сопровождался многочисленными исками к ряду независимых изданий.
Новые власти демонстрируют ослабление хватки, прекращены несколько исков к ведущим журналистам, что очень позитивно сказалось на наших рейтингах.
Новая волна исков. Противостояние продолжается
Плохой прецедент, который задал экс-президент своими исками на астрономические суммы, продолжается другими политиками. Они не учитывают специфику рынка, сколько зарабатывает издание, сколько оно может оплатить, и неподъемные суммы исков продолжают предъявлять, в частности к телеканалу «Апрель», изданию «Азия плюс», сайту Kyrgyztoday. Хотелось бы, чтобы политики использовали досудебные практики решения споров. Наши медийные организации защищают журналистов, и это очень важно.
Элина Каракулова подчеркнула, что медиа дают повод для исков, и это надо признать. Когда они продолжают публиковать фейковые новости, откровенную неправду, даже если они что-то и исправляют, то не признают, не публикуют публичные извинения и т. д. Вот почему важно работать в плане повышения профессионализма с медиа.
Участие СМИ в политической конфронтации. Подготовка к выборам
Хотя до выборов в парламент еще целый год, с прошлого года намечается конфронтация политиков, а СМИ в ней активно участвуют. Подготовка к выборам обнажила этот нехороший тренд.
«Людям сложно разбираться, кто прав, кто виноват. Им сложно понять, что СМИ занимают позицию какого-то определенного политика или отдельной партии», – отмечает Элина Каракулова.
О чем важно помнить СМИ в предвыборный период
Элина Каракулова процитировала медиаэксперта Азамата Тынаева о том, что в выборный период очень важно помнить, что основная задача медиа – просто донесение информации.
Должно быть только качественное информирование населения в выборный период: кто идет на выборы, с какой повесткой и политической платформой. Такой подход будет демонстрировать некую журналистскую солидарность и понимание роли прессы.
Новые медиа
С прошлого года наблюдается тенденция создания новых СМИ.
Мы видим небывалый рост, они за год стали популярными. Это говорит о потенциале местных СМИ, что они смогли за короткое время выйти в лидеры чартов по просмотрам и количеству набранной аудитории, а также по уровню доверия.
Это в основном онлайн-ресурсы slon.kg, elgezit.kg, kalys.media, elet.kg.
Контент-король
Элина Каракулова подчеркнула наличие проблемы с производством местного контента. Доля собственного контента на отечественных каналах, которые доступны благодаря цифровому вещанию, очень мала, и присутствует пиратский контент. Из-за нехватки ресурсов многие каналы продолжают пиратствовать и транслировать зарубежный контент в основном от российских каналов.
Эта проблема обнажает необходимость госзаказа. Однако этот процесс тормозится слабостью законодательной базы.
Как мы с этим работаем?
Интерньюс в КР ежегодно объявляет конкурс на производство качественного интересного отечественного контента, в том числе на кыргызском языке.
Один из примеров очень успешного проекта – это серия передач об экологии «Исчезающий Кыргызстан», созданных ОО «Фотожурналисты Кыргызстана» совместно с телеканалом «Апрель». Это мультимедийный проект «Восемь», который создан в рамках Школы мультимедийной журналистики.
Мы поддержали проект «Здоровый город» на телеканале «Любимый», мультфильмы на гендерную молодежную тему «Кыз Кыял», они будут показаны на «КТРК» в будущем. Мы поддержали спецрепортажи в формате 360. Об этом будет говорить Адилет Бектурсунов на нашем форуме завтра. И весь этот контент мы выкладываем на специальной платформе в открытом доступе.
Мобильный нарратив
Выводы:
нам нужны качественные и независимые местные медиа
Позитивные тренды:
- динамичный рынок;
- относительная свобода;
- желание учиться;
- перспективы увеличить объемы рекламного рынка.
Что улучшать:
- законы;
- снизить влияние политиков на СМИ;
- качество контента;
- солидарность;
- систему доходности;
- построение цивилизованного рынка;
- интеграцию в международные процессы;
- помнить о базовых ценностях прессы.