МВФ: Кыргызстану необходимо найти альтернативу Кумтору

Международный валютный фонд призывает Кыргызстан срочно искать альтернативу месторождению Кумтор. Об этом пишет «Азаттык».

В фонде отметили, что в 2026 году производство на нем остановится, и в ближайшие пять-десять лет это станет самым большим риском для экономики страны.

МВФ также призвал власти Кыргызстана улучшить инвестиционный климат в стране, а также довести до логического конца реформу в судебной системе. Правительство заверяет, что готово к такому раскладу событий, о которых предупреждает МВФ.

Предупреждение МВФ

Глава миссии Международного валютного фонда Кристиан Жос на пресс-конференции по итогам двухнедельного визита в республику рассказал об экономической ситуации в Кыргызстане в 2018 и 2019 годы.

По его словам, прошлый год для экономики Кыргызстана был неплохим, рост составил 3,5 процента, дефицит бюджета — 1,3 процента к внутреннему валовому продукту. Представитель фонда отметил, что резервы Национального банка КР достаточные, курс национальной валюты остается стабильным, и инфляция была ниже прогнозируемого показателя.

Кристиан Жос отметил, что 2019 год не будет очень сложным, но экономический рост составит не 4%, как прогнозирует правительство, а 3,8%. «По нашей оценке, в 2019 году экономика по сравнению с концом 2018 года вырастет и ее рост составит 3,8%. Мы считаем, что инфляция достигнет 2,2 процента. Показатель дефицита бюджета будет больше, чем прогнозируют официальные органы, и составит 3,4% к ВВП. В парламенте Кыргызстана этот показатель отметили на уровне 2,7%. Налоговых поступлений будет меньше, чем утвердило правительство», — сказал он.

Глава миссии Международного валютного фонда Кристиан Жос также предположил, как будет развиваться экономика в предстоящие 5-10 лет, и отметил ряд проблем. По его словам, Кыргызстан не может похвастать благоприятным инвестиционным климатом, а несправедливые судебные решения доставляют проблемы предпринимателям. Жос отметил, что если эти проблемы не будут решены, то добиться роста экономики будет сложно.

Кристиан Жос напомнил, что в 2026 году прекратится производство золота на Кумторе и что это несет экономике Кыргызстана самый большой риск.

«Когда проводим оценку «состояния здоровья», мы должны говорить о реально существующих рисках. И одна из возможных опасностей, которую мы видим, может быть, не в ближайшее время, но в среднесрочной перспективе: что может заменить выбывающий экспорт, когда будет полностью истощено месторождение Кумтор? На Кумторе в 2026 году добыча золота будет прекращена. Мы обратили внимание официальных органов на этот риск в среднесрочной перспективе и сказали, что уже сейчас важно проводить реформы, улучшать деловой климат, чтобы либо отечественные инвесторы, либо иностранные частные инвесторы развивали здесь экономическую деятельность, чтобы заменить выбывающий экспорт», — сказал он.

Как говорится на сайте компании «Центерра голд», в 2018 году на месторождении было произведено 534 тысячи унции (16 609,27 килограмма) золота. Примерно такой же объем производства был в прошлые годы, и он не сильно изменится в ближайшие годы. По информации компании, которая была предоставлена канадской бирже, этот показатель снизится в 2023 году до 300 тысяч унций, в 2024 году – до 200 тысяч, в 2026 году – до нуля.

Производство золота на Кумторе (в тоннах)

Производство золота на Кумторе (в тоннах)

Готовность правительства

Данная ситуация — не новость для правительства Кыргызстана, вопрос в том, насколько оно готово к остановке производства на Кумторе.

Начальник отдела макроэкономики Министерства экономики ​ Насирдин Шамшиев рассказал о политике правительства в этом направлении. «Да, в 2026 году Кумтор может закрыться. Может быть, соглашение будет продлено, потому что на месторождении, в его недрах есть еще золото. Какими будут дальнейшие перспективы разработки рудника, это решит правительство. Но есть месторождения, запуск которых намечен. К примеру, в 2020 году будет запущен Джеруй. Есть месторождения Талды-Булак, Чаарат, есть тендер на комбинат «Макмал». Кроме того, есть нефтеперерабатывающий завод «Джунда» в Кара-Балте, в Токмаке есть месторождение. Мы рассчитываем покрыть потери доходов от Кумтора за счет разработки этих месторождений. В то же время есть финансируемые Российско-кыргызским фондом развития проекты — на 300 миллионов долларов, они должны дать плоды. В программе развития до 2023 года, есть национальные проекты на 12 млрд долларов. Налоговые поступления каждый год растут на 7-8 процентов. После того, как перестанут поступать деньги от Кумтора, конечно, будет трудно первый и второй годы, но мы сможем закрыть это ростом экономики», — отметил Шамшиев.

По данным правительства, в 2018 году объем внутреннего валового продукта составил 557,1 млрд сомов, из которых 48 млрд — доля Кумтора.

Если брать налоговые доходы, то в 2017 году компания «Центерра голд» перечислила в бюджет 8,7 млрд сомов налогов, в 2018 году — 6,9 млрд сомов. Для Кыргызстана, чей бюджет составляет 140 млрд сомов, недополучить такой объем доходов — это существенная потеря.

Насколько эффективны принимаемые правительством меры? Экономист Мейманбек Абдылдаев высказал свое мнение по этому поводу.

«Мы говорим то же самое, что и МВФ. Если перестанут поступать средства от Кумтора, в бюджете будет дыра. Быстро восполнить потери бюджета государство не сможет. Для этого нужно проводить структурные изменения, а готовиться к этому надо уже сейчас. В первую очередь, нужно увеличить приток внешних инвестиций, возродить практику внутренних вливаний, увеличивать экспорт. Необходимо ликвидировать коррупцию и обеспечить судебную справедливость. Когда инвесторы знают, какие у нас суды, они не придут к нам с деньгами — мы не даем им работать. Нужно развивать перерабатывающую промышленность. В этом направлении принимаются меры, но нужно говорить открыто: заметных сдвигов нет. Мы не можем экспортировать самое простое – картофель и фасоль. Компетенции правительства не хватает. Поэтому, когда остановится производство на Кумторе, мы будем переживать сильный кризис. К сожалению, мы к нему не готовы», — считает Мейманбек Абдылдаев.

Миссия МВФ также указала на недостатки в бюджетной и финансовой сфере, банковской системе, кадровой политике и призвала правительство исправлять их. Правительство отметило, что рассмотрит обстоятельства, которые нужно принять во внимание.

МВФ сотрудничает с Кыргызстаном с 1992 года. В течение этого времени организацией и правительством было осуществлено восемь проектов, в рамках которых были получены кредиты. На 31 декабря 2018 году долг Кыргызстана перед организацией составил 166,84 млн долларов (11 млрд 653 млн сомов).

Вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *