Уроженец Ноокенского района Кыргызстана Орозалы Кочкоров, считавшийся пропавшим без вести по время Афганской войны найден живым. Об этом СМИ сообщили его сослуживцы.
Фотография с его имением и фамилией была среди тех, кто погиб в ходе боев на территории Афганистана.
Как выяснилось, сейчас Орозалы проживает в Афганистане, там у него есть семья, воспитывает двоих детей. Сейчас представители Совета ветеранов Афганской войны прилагают усилия, чтобы Кочкоров приехал в Кыргызстан и встретился со своими родственниками.
По словам председателя Совета ветеранов Афганской войны Толубая Энназарова, помощь в поисках Орозалы оказали представители объединения афганцев в России. «Кочкоров сейчас работает электриком. Мы работаем над организацией встречи Орозалы с родственниками», — сообщил он.
Родился О.Кочкоров в селе Аримжан Ноокенского района. Он был пятым по счету ребенком в семье, в которой воспитывались 11 детей. По достижению 18-летия, 4 февраля 1981 года он отправился на службу в ряды Советской армии, его направили в Афганистан.
Как говорит его старший брат Аскарали Кочкоров, на момент, когда Орозалы отправлялся на службу, он служил на территории России, поэтому ему не удалось проводить его. «Когда вернулся со службы, то брата уже проводили. Мы все молились за то, чтобы он вернулся домой целым и невредимым.
Возвращаясь после очередной спецоперации 12 апреля 1983 года он попал в плен к врагу. Военнослужащие искали его, но поиски так и не увенчались успехом. Тогда руководство районного исполнительного комитета, колхоза и другие руководители сообщили нам плохую весть. Привезли с собой его головной убор и ремень, сказали, что его так и не смогли найти. Для мамы это был сильный удар. Она так и померла, и не узнав, что с ним на самом деле произошло. Помню, как она говорила: «Лучше бы привезли его тело, чем вот так вот». Зная, что родной тебе человек пропал без вести, начинаешь горевать еще больше. В то время среди народа ходила информация, что в случае если моджахед вернется с отрезанным ухом советского солдата, то получает денежное вознаграждение, а если возьмет его еще и в плен, то тогда поощряется крупной суммой. Такая информация была словно удар ножом в грудь мамы. Она все надеялась, что он мог остаться в живых, задавалась вопросами, как он сейчас, не голодный ли.
Помню, как мама брала меня с собой и мы ходили по ясновидящим в поисках хоть какой-нибудь правды. Кстати, многие из них тогда говорили, что Орозалы живой и содержится у каких-то людей. Как только мама узнавала о том, что в район приехал сильный ясновидящий, то сразу же брала в руки фотографию сына и просила меня отвезти ее. Долгое время она не верила в то, что сын погиб. Но по прошествию лет надежд становилось все меньше и меньше, но сердце матери не переставало болеть. В 1997 году мама скончалась.
После ее смерти мы не переставали терять надежду, что он еще живой и вернется. В итоге пришли к выводу, что он все же погиб. Даже читали молитвы за упокой. До 2000-ых годов он был в списке пропавших без вести, а потом его включили в список погибших во время Афганской войны. Участвовали и в программе «Жди меня» на Первом канале, обращались через другие каналы. Но вестей от него все не было, не было никаких зацепок, что он жив.
Вскоре отчаялись и окончательно для себя решили, что Орозалы уже нет в живых. Но в прошлом году на одном из российских каналов показывали передачу про участников войны в Афганистане и в кадр попал мой брат [его узнал племянник («жээн»)]. Мы сразу же начали искать в интернете, узнали сразу же. Начали писать в соответствующие органы, обратились в Совет ветеранов Афганской войны и нашли место его проживания. Пока еще не выходили на связь. Если нас пригласят, то мы готовы поехать и встретиться. Узнав о том, что он живой, нашему счастью не было предела», — сообщил Кочкоров-старший.
После окончания 8 классов в школе, Орозалы поступил в профессиональное училище, где получил образование по специальности «электрик». Утроился работать в совхоз имени Ленина. Проработав месяц, он отправился на службу в армию.
Абдулхамид Мансуралиев вспоминает, что вместе с Кочкоровым они проходили службу в полку №371. «Орозалы служил в 9-ой роте, а я в 7-ой. Мы постоянно вместе выходили на операции. Находясь на службе, занимался любительской фотографией. Фотографировал сослуживцев, а затем проявлял снимки. В апреле 1983 года в городке Герат [на северо-западе Афганистана] проходил дивизионный рейд — 9-ая и 7-ая роты находились почти рядом. Помню, что было обеденное время. Мы стояли в оцеплении и приходит Орозалы и говорит: «Друг, мне удалось поймать двух голубей. Можешь сфотографировать?». Сфотографировал, он был в хорошем настроении. А спустя 2-3 часа после нашей встречи поступила информация, что военнослужащих 9-ой роты взяли в плен. Среди них был и Орозалы», — сказал он.
Орозалы Сартбаев служил вместе с Кочкоровым. «Так как служили почти рядом, то встречались каждый день. Тогда в плен они попали вместе с военнослужащим из Узбекистана. В поисковых работах участие я не принимал, но информацией о произошедшем владел. Озвучивалось, что перед взятием в плен они не могли застрелиться, так как закончились боеприпасы. Могли быть и другие причины. Самое главное это то, что наш товарищ жив. По данному вопросу работают члены Совета ветеранов Афганской войны. Даст бог, скоро встретимся со старым товарищем», — сообщил Орозалы Сартбаев