Государственный комитет национальной безопасности КР выносит на общественное обсуждение проект Концепции информационной безопасности Кыргызской Республики на 2019-2023годы.
В проекте определены цели и основные направления обеспечения информационной безопасности с учетом национальных стратегических приоритетов Кыргызской Республики.
Так, целью Концепции является стратегия действий по защите интересов личности, общества и государства в информационной сфере и создание эффективной системы обеспечения информационной безопасности Кыргызской Республики, представляющей собой совокупность правовых, организационных и экономических методов по реализации государственной политики в данной сфере.
Разработчики проекта Концепции определили ключевые проблемы состояния информационной безопасности:
— незащищенность, неконтролируемость и недостаточность правового и технического регулирования информационного пространства;
— распространение киберпреступности и отсутствие эффективного противодействия трансграничной информационной преступности в современных условиях;
— незащищенность индивидуального и массового сознания граждан от вредного и опасного контента в ходе информационного взаимодействия субъектов, возможность манипуляции мнением пользователей сети Интернет представителями террористических и экстремистских организаций, угроза подмены государственной идеологии и мировоззрения посредством навязывания идей через средства массовой коммуникации;
— угроза мобилизации граждан для участия в незаконных акциях, вербовки посредством материалов радикального характера;
— сложность контроля интернет-ресурсов, использующих шифрованный метод обмена данными между пользователями;
— слаборазвитый отечественный контент средств массовой коммуникации.
Также в проекте Концепции прописаны виды внешних угроз для информационной сферы Кыргызской Республики – негативные физические явления, политические, экономические и иные мировые процессы, а также любые иные подрывные действия, направленные против интересов Кыргызской Республики. К таким угрозам относятся:
— разработка рядом стран программ по ведению информационного воздействия и пропаганды, а также ведение этими государствами деятельности в интересах достижения преимущества в информационной сфере;
— увеличение технологического отрыва других государств, усиливающее зависимость Кыргызской Республики от использования зарубежной техники и программного обеспечения для защиты критической информационной инфраструктуры;
— деятельность международных экстремистских, террористических и других преступных сообществ, организаций и групп в информационной сфере Кыргызской Республики;
— распространение в сети Интернет противоправного контента материалов деструктивного характера, а также иной идеологии, нарушающие нравственные устои общества;
— обострение международной конкуренции за обладание стратегически важной информацией, стремление ряда стран к доминированию в информационном пространстве Кыргызской Республики и получению доступа к информации с ограниченным доступом;
— введение некоторыми государствами на своих информационных рынках всевозможных ограничений, ущемляющих интересы Кыргызской Республики.
Среди внутренних угроз указаны процессы и действия субъектов информационной сферы, осуществляющих свою деятельность на территории Кыргызской Республики:
— отставание Кыргызской Республики от многих стран мира по уровню информатизации деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и хозяйствующих субъектов;
— несовершенство законодательства по своевременному ограничению доступа к материалам деструктивного характера в сети Интернет, а также отсутствие законодательной базы, по вопросам регулирования взаимоотношений в сети Интернет, несовершенство правоприменительной практики в отношении распространения противоправной информации;
— функционирование на приграничных территориях Кыргызской Республики теле и радиоканалов сопредельных государств.
Разработчики проекта Концепции также разделили угрозы на виды по своей общей направленности:
1) угрозы правам и свободам личности в области информационной деятельности и духовной жизни, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, обусловленные:
— сдерживанием процессов развития информационной сферы Кыргызской Республики;
— несоблюдением законных ограничений на создание и распространение в Кыргызской Республике информации, разжигающей расовую, этническую, национальную, религиозную и межрегиональную рознь, а также разрушающей нравственные устои общества;
— широкой пропагандой образцов, так называемой массовой культуры, противоречащей исторически сложившимся менталитету и традициям народа Кыргызской Республики и ведущих к постепенному разрушению норм морали в обществе;
— противоправным применением специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание и, как следствие, усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер в общественной жизни Кыргызской Республики от навязываемой извне информации.
2) угрозы информационной поддержке и информационному обеспечению внутренней и внешней политики, реализуемой руководством Кыргызской Республики, обусловленные:
— недостаточным вниманием со стороны государственных органов по вопросам своевременной разработки проектов нормативных правовых актов;
— деятельностью в информационном пространстве Кыргызской Республики (включая сеть Интернет) информационных агентств, средств массовой информации и иных информационных структур, искажающих информацию о внутренней и внешней политике Кыргызской Республики;
— недостаточной эффективностью деятельности национальных информационных агентств и средств массовой информации по противодействию негативному информационному воздействию на население Кыргызской Республики;
— недостаточным финансово-техническим обеспечением государственных органов, уполномоченных вести работу в области информационной безопасности и информационной политики.
Среди основных направлений в сфере обеспечения информационной безопасности Кыргызской Республики указаны:
— применение информационных технологий в доведении до общественности страны и международного сообщества достоверной информации о государственной политике Кыргызской Республики и ее официальной позиции по социально значимым событиям в стране и в мире в целях обеспечения национальной безопасности;
— организация подготовки высококвалифицированных кадров в области информационной безопасности Кыргызской Республики и защиты государственных секретов;
— развитие и функционирование отечественного контента средств массовой коммуникации.