Полная стенограмма выступления Сооронбая Жээнбекова на Совбезе

Вчера, 8 февраля в Государственной резиденции «Ала-Арча» прошло заседание Совета безопасности Кыргызстана под председательством президента Сооронбая Жээнбекова.

На заседании Совета безопасности рассматривался вопрос «Об актуальных мерах по борьбе с коррупцией в судебных, правоохранительных и надзорных органах Кыргызской Республики».

Ниже приводится стенограмма выступления главы государства:

«Уважаемые члены Совета безопасности!

Уважаемые участники собрания!

Борьба с коррупцией – очень важный вопрос. Я расцениваю коррупцию как проблему, угрожающую нашей национальной безопасности. Борьба с коррупцией – задача, равнозначная с отстаиванием нашей государственности и суверенитета страны.

Именно поэтому вопросы борьбы с коррупцией будут под постоянным вниманием Совета безопасности. Мы будем обращать внимание на все направления этой работы и рассматривать каждое направление по отдельности.

Сегодня мы рассмотрим работу прокуратуры, органов национальной безопасности, судебных, силовых органов. Это те органы, которые по долгу службы обязаны вести беспощадную борьбу с коррупцией.

Однако, к сожалению, государственные структуры, призванные бороться с этим уродливым и опасным для государства и общества явлением, сами погрязли в коррупции и не могут полноценно выполнять свои функции.

Я объездил весь Кыргызстан, встретился с населением почти всех регионов страны. Кыргызстанцы требуют, чтобы решительная борьба с коррупцией не только была продолжена, а была многократно усилена. Люди требуют очистить государственные органы от нечистых на руку работников.

Мы должны услышать голос народа и признать горькую правду. Борьба с коррупцией должна обрести всенародный характер.

Борьба с коррупцией не ограничится лишь правоохранительными органами. Мы должны искоренять коррупцию во всех без исключения сферах – начиная с самых верхних эшелонов власти до каждого айылного аймака. Мы должны очистить наше общество от такой болезни, как коррупция.

Самая главная сила в этой борьбе – это политическая воля главы государства! Я дал обещание народу, что «борьба с коррупцией – это приоритетное направление моей деятельности в качестве президента». Такая политическая воля у меня есть, я готов к этой борьбе! Я и от вас требую добросовестного служения нашему Кыргызстану!

Уважаемые члены Совета безопасности!

В последние годы усилилась государственная забота о сотрудниках правоохранительных органов. За последние три года для сотрудников правоохранительных органов и органов национальной безопасности построены 25 жилых домов, 1418 семей сотрудников стали обладателями новых квартир. В ближайшее время завершится строительство еще 10 домов с 646 квартирами. Повышается заработная плата сотрудников, увеличиваются размеры пенсионного обеспечения. Их объемы на целый ряд выше, чем у других государственных служащих. С 2016 года началось внедрение системы поддержки деятельности правоохранительных органов, их бюджетного стимулирования. Неуклонно улучшается материально-техническая база силовых и правоохранительных структур.

На основе вышеизложенного мы сегодня можем сказать, что государством создаются необходимые условия для эффективной работы правоохранительных органов. Значит, государство, общество вправе требовать от этих органов хороших результатов в работе.

В целом, правоохранительные органы справляются с поставленными перед ними задачами. Их сотрудники днем и ночью стоят на страже правопорядка и безопасности людей. Большинство из них профессионально выполняют свои обязанности.

Однако, как говорится, «одна паршивая овца портит всю отару», некоторые нечистые на руку сотрудники своим недостойным поведением бросают тень на всю систему. Они, создавая всякие теневые схемы, сводят на нет усилия лучших оперативных сотрудников. Правоохранительные органы — корень государства. Прочность государства зависит от стараний каждого из вас. Если правоохранительные органы не будут работать чисто и выполнять свои обязанности, то корень государства начнет слабеть. Оперативные сотрудники, рискуя своей жизнью, задерживают преступников. А кто их обратно выпускает? Опять же их коллеги выпускают: прокуратура и суды. Если через 5 дней этот преступник приходит и здоровается с оперативным сотрудником, то о каком стимуле и энтузиазме идет речь? Какой оперативный сотрудник, видя такое, будет стараться работать для государства? Он тоже испортится и начнет на месте отпускать задержанных. Поэтому говорят, что борьба с коррупцией идет неэффективно. Все дело в руководстве оперативных сотрудников.

По данным международной организации «Трансперенси интернешнл», которая исследует уровень коррумпированности государств, Кыргызстан среди 176 стран занимает 136-место. Несмотря на некоторую динамику в сторону улучшения, наш международный рейтинг по этому показателю остается все еще низким. Нашу позицию в основном снижают суды, правоохранительные и надзорные органы.

Мне дали результаты последних социологических исследований, проведенных в нашей стране международными организациями. Как показали опросы, проведенные в ноябре-декабре, безработица и коррупция стали проблемами, которые особенно тревожат наше общество. Таково мнение народа.

К сожалению, дело очищения нашей жизни от коррупции не достигло того результата, которого ждет наше общество. То, что коррупция проникла глубоко в суды, прокуратуры, финансовую полицию, Госкомитет национальной безопасности и в органы внутренних дел, должно серьезно настораживать нас всех.

Мне уже поступают обращения о том, что серьезные преступления остаются нераскрытыми, соответствующие органы увлекаются лишь борьбой с мелкими правонарушениями и о том, что те, кто входит в верхние эшелоны, вновь становятся неприкасаемыми.

Уважаемые члены Совета безопасности!

Силовые структуры борются не с факторами, порождающими коррупцию, а в основном с их последствиями. Если не ликвидировать причины, порождающие коррупцию, то она будет вновь и вновь повторяться, не будет результатов нашей борьбы.

Я хочу отметить некоторые основные сферы, которые тревожат наших граждан и мешают правоохранительным органам достичь конкретных результатов в работе.

Основная причина безуспешной борьбы с организованной преступностью – это коррупция. По мнению экспертов, объемы капитализации криминальной сферы достигли очень больших сумм. Существование потока денег в больших объемах в криминальной среде невозможно без участия высокопоставленных лиц в правоохранительных и судебных органах. Организованные преступные группы беспрерывно ведут транзит наркотиков и контрабанду товаров. Они пытаются взять под свое крыло крупный рентабельный бизнес, особенно бизнес, связанный с акцизными товарами. Если бы не коррупция в силовых структурах, криминальные группы не смогут проворачивать такие дела. Если дадут задание, то придут два сержанта и два лейтенанта и закроют все. А таких заданий не будет, потому что вы сами замешаны.

Отдельно стоит поговорить о наркокоррупции. Вторая наибольшая часть коррупционных доходов связана с наркобизнесом. Никто не может отрицать того, что есть международный маршрут «Северный транзит». Это все знают. Известно, что крутятся наркопродукты в больших объемах, большие суммы денег, в него вовлечены многие люди. Несмотря на то, что служба контроля за наркотиками передана в Министерство внутренних дел, работа в этом направлении заметно ослабла. В 2016 году правоохранительными органами изъято 166 килограммов героина, а в прошлом году объем изъятого зелья составил всего 101 килограмм.

Причины столь плохой работы упирается в коррупцию в правоохранительных органах. Почему ничего не делаете в этом направлении, нет предложений в этом направлении? За последние 3 года органы, которые ведут борьбу в этом направлении, не дали никаких предложений. Эти факты наносят урон авторитету Кыргызстана на международной арене.

Из-за еще одного пагубного влияния коррупции в бюджет республики недопоступают миллиарды сомов. Есть большие резервы в налоговой, таможенной отраслях и во внешней торговле страны. Однако через теневые схемы миллиардные суммы уходят мимо бюджета. В этом виновата в первую очередь коррупция в фискальных органах. Но эти схемы не работали без непосредственного участия в этих махинациях сотрудников правоохранительных органов. Все это знают. И все знают, что есть возможность полностью остановить это.

Хочу напомнить, необходимо закончить все работы по обеспечению наблюдения за товарами в рамках ЕАЭС. Для этого нужны большие средства и технические возможности. Российская Федерация обещала помочь с этим. Нужно ускорить работу. На рассмотрение парламента внесены законопроекты по фискализации, их надо принять незамедлительно. Сократится влияние человеческого фактора, уровень коррупции, увеличатся поступления в бюджет. Мы должны сделать эти две вещи.

Общеизвестно, что правоохранительные органы тесно вовлечены в теневые схемы и экономические преступления. К примеру, под разными предлогами возбуждаются уголовные дела в отношении предпринимателей. Расследование таких дел, как правило, затягивается надолго, а через некоторое время многие из этих дел закрываются, так и не дойдя до суда.

От коррупции в правоохранительных и надзорных органах в первую очередь страдают честные предприниматели, которые работают чисто, платят налоги в государственный бюджет. Незаконным проверкам, прежде всего, подвергаются именно эти предприниматели, и терпят большие убытки, становятся банкротами, вынуждены закрывать свой бизнес.

Сейчас благодаря политической воле Алмазбека Шареновича в стране создана политическая конкуренция. Международные организации высоко оценили выборы в Жогорку Кенеш. На выборах в местные кенеши, президента был учтен голос каждого. Теперь наша задача — поддержать честных предпринимателей, установить справедливую конкуренцию в деловой сфере. Чистый бизнес кормит народ, а те, кто работает «под прикрытием», кормят коррупционеров. Только их «крыша» будет процветать. А чистый бизнес не сможет конкурировать, так как процветает тот бизнес, который не платит налоги. А бизнес, который кормит нас, закрывается или переезжает. Все мы должны создать условия для развития экономики.

Уважаемые сотрудники судебных, правоохранительных органов и надзорной системы! На вас возложена обязанность обеспечить справедливость. Основной удар по коррупции должны были нанести правоохранительные и надзорные органы. Но на деле этого не происходит. Эти органы не могут дать отпор коррупции в своих системах.

Проанализировав уголовные преступления, мы убеждаемся, что коррупционные явления происходят на самом деле. Рассмотрим хотя бы с того времени, как я был премьер-министром.

За последние 2 года правоохранительные органы возбудили более 76 тысяч уголовных дел. Из них всего 30% было направлено в суд. Из возбужденных уголовных дел всего 12% преступников были осуждены. 43% от общего числа дел были прекращены или сокращены следствием. Из них 85% были прекращены с мотивом: «не найдены подозреваемые в совершенном преступлении». Кто поверит этому? Никто! Даже вы сами не верите. Подозреваемые в экономическом или должностном преступлении известны, но вы не задерживаете их и не привлекаете к ответственности. 656 дел были сокращены за отсутствием состава преступления. Следовательно, 656 дел были возбуждены незаконно.

Министерство внутренних дел

Со стороны органов внутренних дел за прошедшие два года было возбуждено 65 тысяч уголовных дел. Из них всего 30% были направлены на рассмотрение суда. То есть из каждых трех дел два дела не были направлены в суд. Из направленных в суд 44% дел обвиняемые были освобождены от уголовной ответственности. Всего лишь по 13% были привлечены к уголовной ответственности.

ГСБЭП

Финансовой полицией, в обязанность которой входит расследование экономических и коррупционных преступлений, в 2016-2017 годах было возбуждено более 3,7 тысяч уголовных дел. Но из них только 23% было направлено в суд. Из каждых 5 дел 4 дела в суд направлены не были. Из возбужденных дел всего по 10% обвиняемые были привлечены к уголовной ответственности. Ладно, если они восстановили причиненный ущерб, но ведь такого не происходит.

По 27% дел, направленным в суд, были освобождены от уголовной ответственности. Всего по 41 уголовному делу был вынесен приговор о лишении свободы. Несмотря на то, что это гражданское дело, в некоторых случаях есть факты вмешательства финансовой полиции в хозяйственные дела предпринимателей. Финполиция влезает в дела двух компаний, направляет в суд, после договариваются и забирают крупный бизнес, имущество. Таких фактов много.

Вот был принят закон [о запрете деятельности игорных заведений], а они работают в городах Бишкек и Ош. Кто за этим стоит? Кто должен работать? Должна работать Госслужба по борьбе с экономическими преступлениями. Средства в бюджет не поступают от этих казино, деньги поступают людям, которые стоят за этим. Вот пример вам, я съездил в Лейлек, мы просим у России бензин, получаем ГСМ от РФ без пошлин, днем и ночью идет экспорт. Дороги, построенные за миллиарды сомов в Лейлекском районе, разрушаются из-за перевозки бензина канистрами. Я тогда поручил создать комиссию во главе с вице-премьер-министром, финполицией. Но это не останавливается. Все знают, кто занимается этим, но меры не предпринимают. Вот разрушается дорога. Кто на весогабаритном контроле стоит, тоже знает. Если ребята из Финполиции скажут отпустить их, они отпустят. Все друг друга знают и все друг друга защитят. Всему этому нужно уделить внимание.

ГКНБ

Государственный комитет национальной безопасности за последние 2 года возбудил более 2 тысяч уголовных дел. Но всего 20% было направлено в суд, из них половина обвиняемых были привлечены к уголовной ответственности.

Антикоррупционная служба ГКНБ

Антикоррупционная служба Государственного комитета национальной безопасности требует особого внимания.

АКС была создана для того, чтобы бороться с коррупционными преступлениями в высших эшелонах власти, представляющими угрозу национальной безопасности. Но, к сожалению, некоторые ее сотрудники превратились в касту неприкасаемых. Это не секрет, народ видит это. Такие сотрудники подрывают репутацию всей АКС.

В 2017 году АКС по направлению борьбы со служебными преступлениями раскрыла всего 22 факта получения взятки. Иначе говоря, в среднем за один месяц было раскрыто полтора преступления.

В прошлом году АКС смогла доказать всего 2 факта присвоения государственного имущества в крупном и особо крупном размере. АКС за два года возбудила 485 уголовных дел. Из них 118 было направлено в суд, по 37 вынесено обвинительное заключение. Из этих 485 уголовных дел 154 было сокращено или приостановлено. Сами посмотрите. Цифры говорят, это что результат? Это работа АКС. В прошлом году АКС смогла доказать всего 2 факта присвоения госимущества в крупном и особо крупном размерах: продажа машинного крана за 8 тыс. долларов и завышение стоимости стройматериалов при строительстве детского сада. Два факта за один год! С учетом ваших обязанностей, человеческих и технических ресурсов, видно, что вы делаете свою работу совершенно некачественно. Не справляется со своими задачами.

Не видно работы АКС по раскрытию легализации преступных доходов, расследованиям отмывания финансов и привлечения к ответственности должностных лиц. Или вы видели?

И они знают коррупционные схемы. Они знают, как выявить, пресечь теневые схемы, но они не вмешиваются, а даже замешаны в этом. Я это смогу доказать. Было всего 22 факта получения взятки, по этим фактам были задержаны прокурор Чуйской области, бухгалтер районного отдела образования, сотрудник ДЭП при Министерстве транспорта и дорог, сельский врач. Я все это знаю, все факты изучил. Правду говорят, что сидят те, кто ворует курицу, а кто большее своровал, ходят на свободе. Как мы будем бороться с такими показателями? Эти факты показывают, что деятельность АКС является неэффективной. Мы с Абдилем Кенешевичем разговаривали насчет работы АКС. Пришло время изменить деятельность АКС в новом формате. Надо рассмотреть соответствие каждого сотрудника его должности в структуре АКС, какую он работу сделал, как пришел в систему. Если человек не подходит, то нужно уволить его и набрать новых сотрудников через конкурс. К сожалению, нет результатов, которые мы ожидали, по расследованию и обнародованию коррупционных схем. Планы, которые ставит перед собой АКС, бессмысленные и шаблонные, не отвечают требованиям. Эти факты показывают, что деятельность АКС является неэффективной. В связи с чем, считаю, что пришло время изменить деятельность АКС по новому формату.

Государственная служба исполнения наказаний

Некоторые сотрудники, точнее сотрудники колоний и тюрем, находятся в тесном взаимодействии с криминальным миром. Некоторые функции сотрудников исполняют преступники. И это я могу доказать. Такое явление доказывает, что коррупция дошла до самой крайней черты. В колониях и тюрьмах криминалитет чувствует себя вольготно, как на свободе. Для заключенных в свободном доступе находятся наркотики, мобильная связь и интернет. Какую опасность представляют преступники посредством мобильного телефона? Тюрьма должна быть тюрьмой.

Необходимо в корне поменять эту ситуацию. Так не должно продолжаться. Не то коррупция уничтожит эту систему. Я требую безотлагательных, решительных шагов по искоренению коррупции в этой Службе.

Генеральная прокуратура

Генеральная прокуратура является национальным координатором в борьбе с коррупцией. Но на сегодняшний день не может результативно выполнять эту свою функцию. В деле профилактики коррупции все еще нет совместных усилий, наблюдаются внутренние противодействия, не государственные, а ведомственные интересы.

Много незаконных и безосновательных проверок. Мне поступает много жалоб со стороны государственных органов и айыл окмоту о проводимых повторяющихся проверках. Обязанность прокуратуры — их остановить и взять под контроль. Но так не происходит, наоборот, органы прокуратуры сами проводят бесчисленные проверки. Например, в 2016 году прокуратура провела 8877 проверок, из них всего по 8% были возбуждены уголовные дела. Из возбужденных дел только 50% были направлены в суд. Из проведенных проверок лишь по 1,6% судом были вынесены обвинительные приговоры, из них всего по 8 делам обвиняемые были лишены свободы. Это показывает статистика. Само за себя говорит, что проверки превратились в бизнес. И это статистика надзорного органа.

Судебная система

Теперь факты, которые касаются самих судов.

В 2016-2017-годах в судебные органы поступило более 22 600 уголовных дел. Из них около 9 тысяч или 40% были сокращены или приостановлены со стороны суда. Сколько граждан на протяжении долгого времени не могут добиться справедливости в суде, много случаев, когда суды намеренно затягивают процесс.

Дожидаясь приговора, некоторые месяцами и годами находятся в СИЗО. Не только они сами, но и их семьи страдают. Они ведь должны либо быть осуждены, либо оправданы в сроки, установленные законом. Недавно мы не пропустили двух судей в Бишкекский городской суд. 4 года и 8 месяцев держал одно дело. В Чуйской области один судья проработал 18 лет, рассмотрел всего 178 дел. Разве такое может быть? Сколько людей ожидают обвинительного или оправдательного приговора. Самое страшное то, что стало много фактов, когда без участия одной из сторон в процессе, лоббируя интересы другой стороны, выносят приговоры. Есть факты, когда суд без участия предпринимателя постановлял забрать его имущество в пользу других. Это рейдерство на государственном уровне. Настолько быть равнодушными к людским судьбам — непростительно, должны быть наказаны те, кто допускает такое!

В отношении судей, на которых надеется народ в поисках справедливости, за последние 10 лет было возбуждено 97 уголовных дел. Половина из них были освобождены следствием от уголовной ответственности. 46 уголовных дел были направлены в судебные органы и 23 обвиняемых были освобождены от уголовной ответственности. Лишь по 8% уголовных дел, возбужденных в отношении судей, обвиняемые были привлечены к ответственности.

У меня нет намерения вмешиваться в дела судей. Но есть вопиющие факты освобождения из-под стражи даже тех, кто совершил самые тяжкие преступления. Но если судьи нарушают законы, топчут права, то, почему я как президент должен молча наблюдать за всем этим? Меня избрал народ. И если будут факты нарушения закона, ущемления прав человека, причинения ущерба народу, то я как всенародно избранный президент буду вмешиваться независимо от того, в какой сфере это происходит. Те, кто нарушает закон, будь то работник правоохранительных органов или судья, никто не останется без наказания. К ним будут приняты самые жесткие меры. Если происходит несправедливость или нарушается закон, я не имею право равнодушно смотреть на это.

Да, согласно Конституции полномочия президента сегодня изменились. Но меня избрал народ. По Конституции обеспечение народовластия — прямая обязанность президента.

Вопросы работы с обращением граждан

За последние два года в адрес президента страны поступило более 5480 обращений на неправомерные действия работников правоохранительных, надзорных и судебных органов. Суды, правоохранительные, надзорные органы не придают должного внимания личному приему граждан. Граждане обращаются к вам со своими бедами: заявлениями, своими проблемами. Но не все вы принимаете их. Вы загородились от них высокими заборами, пропускными пунктами, выставили охрану, вы стали недоступными для народа. Люди надеются на вас и ищут защиты, а вы сами ходите с телохранителями. И как же вы можете защищать людей?

Меня удивляет то, что… Как президента служба госохраны охраняет меня, премьер-министра, спикера Жогорку Кенеша и председателя Верховного суда. Как я знаю, премьер-министр и спикер отказались от сопровождения ГАИ. А почему органы, которые должны беспокоиться за безопасность граждан и защищать народ, ходят с телохранителями? Вы ходите с телохранителями, как вы защитите народ? Вы должны быть открыты. Вы не должны кого-либо бояться. Вас должны бояться — нужно так работать. Если вы будете чистыми, никто вам слово сказать не сможет. Почему, правоохранительные органы областного уровня, ходите с телохранителями? Значит, вы замешаны, поэтому и ходите с телохранителями. Все это нужно остановить. Вы сами это все должны остановить.

Люди должны наглядно видеть, что вы — представители власти. К примеру, почему я ставлю вопрос о том, чтобы вы в рабочее время носили служебную форму? Человек в форме чувствует ответственность среди людей. Он не сможет в общественном месте творить беспредел и нарушать закон. Если на автомашине стоит служебный номер, он не будет нарушать правила дорожного движения. Прозрачность позволяет всем видеть то, что делает представитель власти, и воспитывать людей в форме.

Каждое важное заявление в адрес судебных, правоохранительных и надзорных органов буду держать под личным контролем.

Я удивляюсь, что президенту приходят обращения, которые должны решаться на районном уровне, за которые отвечают прокурор, правоохранительные органы. В основном жалуются на правоохранительные органы. Если проверишь этот факт, то на самом деле выявляется. Некоторые факты не подтверждаются. Почему на месте не решаются эти вопросы? Из-за того, что вы не можете решить проблему и принять меры, обращаются ко мне.

Быть ближе к народу, качественно и в срок отвечать на обращение, на каждое заявление, только так сможем поднять авторитет правоохранительных органов и вернуть доверие народа к государственной власти. Необходимо особое внимание уделять обращениям граждан. Если обращения останутся без внимания или не будут приняты необходимые решения, понесут наказания руководители административных органов или ведомств.

Для того, чтобы минимизировать человеческий фактор, создать благоприятные условия для населения необходимо основные государственные услуги населению переводить в электронный формат. Нужно ускорить эту работу. Настало время вводить в действие систему «Түндүк», которая предназначена для этих целей. Эта система уже готова, необходимо ускорить ее реализацию. И по выдаче лицензий нужно перейти на электронный формат.

Уважаемые члены Совета безопасности!

Все, что сказано выше, связано с качеством наших кадров. Поэтому необходимо особо заострить внимание на кадровую политику в правоохранительных органах. За последние 2 года были заменены 198 руководителей правоохранительных органов районного уровня. Сейчас появилась тенденция: отдельные начальники освобождаются от должности даже спустя всего полгода после назначения, а некоторые, несмотря на то, что в их адрес высказываются острая критика и недовольства, остаются на своих постах по 5-6 лет.

До меня доходят такие слухи, что многие проводят чистку под предлогом, что начальник не показал результатов на прошедших выборах или плохо поработал на Жээнбекова. Это нужно остановить. Такая кадровая политика приводит к уходу хороших кадров и сокращению профессионализма на работе. За короткий срок мы должны искоренить такую порочную практику. Мы должны беречь профессионалов!

Уважаемые участники!

К тем, кто замешан в коррупции, должно быть соответствующее отношение, как к людям, которые предали свой народ, свою страну, интересы своего дела. Мы должны очиститься от таких людей. Мы не должны им позволять вновь устроиться на работу в государственные органы. Мы продолжим решительную борьбу с коррупцией. Нужно создать такие условия, чтобы они не могли ходить среди народа. Мы должны очиститься от коррупционеров. Мы должны усилить борьбу с коррупцией.

Я требую принятия срочных мер по очищению правоохранительных, надзорных и судебных органов от нечистоплотных сотрудников. Мы обязаны избавиться от отдельных нечистоплотных сотрудников, которые своими действиями бросают тень на всю систему. Мои требования будут очень жесткими. Я вам даю возможность. Мы будем принимать решения, не откладывая их в долгий ящик».

Вам также понравится