С ростом новых глобальных и региональных вызовов в международных отношениях для мирового порядка, связанных с Палестинской проблемой и попытками Израиля вовлечь в конфликт Иран на Ближнем Востоке, также близостью перманентно нестабильного Исламского Эмирата Афганистан, продолжающихся военных действий России на Украине, усиления давления на страны ЦА региона со стороны Западных стран во главе с США в исполнении введенных различных санкций против России, эти и другие «новые» угрозы подталкивают политические элиты стран ЦА искать сближение друг с другом и определять свою позицию между большими игроками для поддерживания «статус кво».
Открытый геноцид в секторе Газа, бессилие мирового сообщества, ракетная атака Израиля по консульству Ирана в Сирии и прямой военный ответ в апреле 2024 г Ирана по основному союзнику США на Ближнем Востоке Израилю, все это наглядно показало, деградацию международного права и начало развала однополярного миропорядка, рисками расширения конфликта в региональном и мировом масштабе.
И все эти процессы глобальной турбулентности внушают страхи, что ЦА регион как «мягкое подбрюшье» уже в ближайшем времени как важный стратегический регион может превратиться в площадку, где могут реализовываться разные внешние проекты с целью сдерживания России, Ирана и Китая. Возможное перенесение противостояния между западом во главе с США и антизападными союзниками — РФ, КНР и Ираном в регион ЦА, уже создало совсем новые условия геополитического положения Центральноазиатского региона.
С одной стороны страны ЦА вынуждены пока балансировать между западным блоком (США, странами ЕС) и восточным блоком (Россией, КНР, Ираном) в геополитическом столкновении, а с другой стороны, одновременно двигаться к усилению вертикали власти внутри собственных стран, наделению широкими полномочиями силовые структуры, быстрой модернизации военно-технического оснащения армий, решению водных и приграничных споров, контроля за НПО (существующими на западные гранты), религиозной сферой, гражданским обществом и контроля интернет пространства.
В экспертной среде уже идут дискуссии и разная оценка событий, прогнозов о возможной перспективе расширения нестабильности в регионе ЦА с участием внешних центров, разных группировок, деструктивных экстремистских или террористических течений из Сирии, Ирака, Афганистана.
Учитывая, что в странах ЦА большинство населения мусульмане сунниты, усиливается риск использования религиозного и одновременно этнического факторов как инструмент снижения влияния РФ в ЦА регионе, онлайн-вербовку в ряды террористических организаций и антироссийскую и антииранскую пропаганду через современные коммуникации, соцсети.
Пример развития балканского вооружённого конфликта в начале 90-х, где этнический фактор усиливается конфессиональным (сербы ортодоксы — хорваты католики — боснийцы мусульмане) для России может нести опасный вызов.
Например, в противостоянии Запада во главе с США против России из-за военных неудач в Украине, а также недейственности введенных западных экономических санкций, возможно, уже в скором времени будут шире применяться другие современные технологии. Например, в онлайн-пропаганде среди молодежи может применяться искусственный интеллект.
И нельзя исключать, что террористический акт в России 23 марта 2024 в «Кроскус-city» под Москвой имеет цель усилить исламофобию и также ненависть по этническому признаку к мигрантам и мусульманам в целом из стран ЦА и особенно к гражданам Таджикистана, где на границе в Афганистаном расположена российская 201 военная база. Таким образом нельзя исключать, что межконфессиональный и межнациональный факторы могут внести со временем раскол внутри российского общества. В свою очередь рост исламофобии и ксенофобии может создать условия для рекрутинга молодежи со стороны разных запрещенных организаций.
Россия из-за войны в Украине не в состоянии одна достаточно вкладывать в экономическое развитие региона ЦА. Поэтому страны ЦА в большей степени будут надеяться на расширение сотрудничества с КНР в получении максимума от реализации проекта КНР «Один пояс, один путь», а также Турцией, ЕС, США, Индией, арабскими странами Персидского Залива.
По вопросам угроз из Афганистана, Узбекистан, Таджикистан, продолжат в той или иной мере сотрудничать с США, странами НАТО, несмотря на попытку РФ сохранить свое влияние на регион через ОДКБ, ШОС и на двухстороннем уровне.
Но можно с уверенностью говорить о том, что фактор Афганистана и исходящие угрозы оттуда, надолго будут привязывать страны ЦА региона к военно-политическому сотрудничеству как с РФ, КНР, так и с США, странами НАТО в сфере обеспечения безопасности и борьбы с терроризмом.
Такая перспектива ведет к усилению соперничества между региональными и мировыми игроками в ЦА регионе, где основная цель США оторвать ЦА регион от влияния России и КНР. РФ и КНР сейчас стараются играть стержневую роль в ЦА по обеспечению региональной безопасности с учетом новой конфигурации и реалий на Ближнем и Среднем Востоке с участием уже такого регионального игрока как Иран.