Министерство культуры, информации, спорта и молодежной политики Кыргызстана выносит на общественное обсуждение законопроект «О молодежи».
Согласно законопроекту, исследование реализации существующего закона на практике показало его слабую состоятельность и большое количество неиспользуемых на практике декларативных норм. Кроме того, представители молодежи отмечали сложность восприятия отдельных его норм.
В этой связи на основе предложений, поступивших от молодежных активистов и иных субъектов, представленным законопроектом предложено заложить механизмы более эффективного вовлечения молодежи во все сферы деятельности государства и общества, а также более широкие возможности как для государственных органов, так и для органов местного самоуправления, указания, в какой части и каким образом закладываемые нормы права могут быть реализованы.
Законопроектом предлагается усовершенствовать законодательное регулирование общественных отношений, связанных с формированием, реализацией и продвижением прав и законных интересов молодежи.
Молодежью в представленном законопроекте признаются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет включительно. Указанное возрастное ограничение имеется и в действующем Законе.
Статьями 5 и 6 проекта Закона предполагается обозначить полномочия Кабинета Министров и органов местного самоуправления. Так, согласно предлагаемым нормам, на Кабинет Министров возлагается обеспечение координации и проведение единой молодежной политики в стране, а также вытекающие из этого полномочия. Между тем, органы местного самоуправления, в соответствии с предлагаемыми нормами, проводят молодежную политику на территории соответствующих административно-территориальных единиц.
При этом статьей 7 проекта Закона регламентируются вопросы взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам молодежи. Указанной статьей предлагается возложить на Кабинет Министров разработку и утверждение типового порядка взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам формирования, реализации и продвижения молодежной политики.
Статьей 8 законопроекта предлагается урегулировать вопросы, связанные с содействием в доступе к дополнительному и неформальному образованию.
Так, предлагаются нормы, согласно которым государственные органы и органы местного самоуправления обеспечивают поддержку молодых людей в доступе к образованию посредством:
1) внедрения по результатам проводимого анализа наиболее востребованных государственных образовательных стандартов;
2) создания условий для развития дополнительного образования;
3) содействия в организации обучающих мероприятий с учетом направлений молодежной политики;
4) проведения информационных кампаний о существующих государственных гарантиях для молодежи в сфере образования и механизмов их реализации.
В настоящее время, с учетом темпов развития и изменения общественных процессов стандартное образование не всегда является достаточным для полноценного конкурирования на рынке труда, что приводит к росту потребности к неформальным формам обучения. В этой связи, частью 2 статьи 8 проекта Закона предлагается определить гарантии государственной поддержки неформального образования молодежи.
С целью повышения занятости молодых людей, статьей 9 законопроекта предусматривается обязанность Кабинета Министров по исследованию и прогнозированию рынка труда с целью выявления наиболее востребованных специальностей. Указанное прогнозирование позволит исполнительной ветви власти и органам местного самоуправления обеспечить более эффективное содействие в трудоустройстве молодых людей, в том числе путем проведения целевых информационных кампаний по возможностям и потребностям в трудоустройстве. Указанной статьей также предусматривается поддержка молодых предпринимателей и молодежного предпринимательства, в целом.
Помимо этого, с учетом большого количества имеющихся заслуженных успехов молодых людей Кыргызской Республики, как на национальном, так и на международном уровнях, представленным законопроектом также предлагается предусмотреть механизмы поддержки таких лиц путем организации образовательных, информационных и мотивирующих мероприятий.
Кроме того, в целях поддержки тех молодых лиц, у которых есть инициативы, имеющие государственную либо общественную значимость, но не имеется финансовых средств для их реализации, статьей 12 проекта предлагается предусмотреть возможность государственного финансирования таких инициатив. При этом предполагается отбор инициатив на конкурсной основе, которая позволит выработать объективную систему поддержки и реализации предлагаемых молодежью инициатив.
Одним из немаловажных механизмов поддержки молодежи является их обеспечение жильем. Для этих целей, статьей 10 представленного законопроекта предлагается закрепить механизм государственной поддержки в виде установления обязательного представительства молодежи и молодых семей при реализации государственных и муниципальных программ по обеспечению граждан жильем, а также предлагается возложить на Кабинет Министров обязанность по проведению сопутствующих информационных кампаний по данным вопросам.
Статьей 12 законопроекта предусматриваются положения, регламентирующие вопросы международного сотрудничества. В частности, предлагается возложить на Кабинет Министров обязанность принятия мер для достижения договоренностей на международном уровне о поддержке молодежи и молодых специалистов в реализации государственных гарантий в сфере молодежной политики.
Вместе с тем необходимо отметить существование различных международных площадок по вопросам молодежи, членами/участниками которых являются, в том числе представители Кыргызской Республики (семинары, конференции, постоянно действующие группы при международных организациях и т.д.). Между тем в настоящее время законодательством не урегулированы вопросы участия и выражения позиции от имени Кыргызской Республики на указанных мероприятиях. В этой связи указанной статьей проекта Закона предлагается закрепить норму, согласно которой указанные вопросы будут регламентироваться нормативным правовым актом Кабинета Министров.
Статьей 13 проекта Закона предлагается определить гарантии участия молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики путем взаимодействия с государственными органами и органами местного самоуправления, участия в общественных обсуждениях, слушаниях проектов целевых государственных и муниципальных программ, реализации молодежных инициатив, информационной поддержки и представления рекомендаций по разработке проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы молодежи, участия в работе консультативных советов, международных, межгосударственных и иных организациях, занимающихся вопросами молодежи.
Одновременно с этим в целях привлечения молодежи к формированию и реализации государственной молодежной политики предлагается внедрить институт Республиканского конгресса молодежи Кыргызской Республики, порядок организации и проведения которого будет устанавливаться Кабинетом Министров.
Между тем функции по выработке предложений, координации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам молодежи предлагается возложить на Советы по делам молодежи, которые будут функционировать как при Кабинете Министров, так и при органах местного самоуправления.
В целях социальной и иной поддержки, оказания бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг, услуг по содействию социальной, психологической адаптации и социальной реабилитации молодых граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, проектом Закона предусматривается функционирование организаций, ориентированных на вопросы молодежи.
Названные организации призваны оказывать помощь по самоорганизации молодежи и их государственной поддержке.
Кроме того, статьей 15 законопроекта предусматривается функционирование молодежных домов и центров, которые призваны стать действенной площадкой для решения актуальных проблем и выработки единых позиций молодежью на всех административно-территориальных единицах. При этом, принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 18 Закона Кыргызской Республики «О местном самоуправлении» к ведению органов местного самоуправления относится, в том числе организация осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью, частью 4 статьи 15 проекта Закона, предусматривается, что органы местного самоуправления осуществляют организационное обеспечение молодежных домов и центров.
Помимо этого, предполагается урегулировать вопросы волонтерской деятельности молодых людей, которая в настоящее время является достаточно активной, но законодательно неурегулированной.