Верховный суд РФ удовлетворил иск Минюста о запрете и признании «экстремистской организацией» «международного движения ЛГБТ», пишет Медуза.
Заседание 30 ноября проходило в закрытом режиме, в зал суда допустили только представителей Минюста. Журналистов позвали только на оглашение решения.
Судье Верховного суда Олегу Нефедову на рассмотрение иска Минюста потребовалось четыре часа.
Минюст РФ подал иск о запрете «международного общественного движения ЛГБТ» в России 17 ноября.
Ведомство не уточнило, что именно оно считает «движением», кто в нем состоит и как оно устроено.
Юристы «Первого отдела» сообщили, что решение суда вступит в силу 10 января 2024 года.
«Медуза» собрала реакции политиков, журналистов и правозащитников на решение суда.
Мари Стразерс — директор Amnesty International по Восточной Европе и Центральной Азии
Это позорное и абсурдное решение представляет собой новый уровень в кампании российских властей против ЛГБТИ-сообщества. Оно рискует привести к полному запрету ЛГБТИ-организаций, что приведёт к далеко идущим нарушениям прав на свободу ассоциаций, выражения мнений и мирных собраний, а также права на свободу от дискриминации. Это затронет бесчисленное количество людей, и его последствия могут быть просто катастрофическими.
Нет почти никаких сомнений, что это приведёт к преследованию ЛГБТИ-активистов, сведёт на нет десятилетия их смелой и самоотверженной работы, одновременно угрожая вдохновить и узаконить совершенно новый уровень насилия в отношении ЛГБТИ-людей по всей России.
Мы призываем российские власти немедленно пересмотреть это решение. Международное сообщество должно проявить солидарность с российским ЛГБТИ-сообществом, требуя положить конец этим репрессивным действиям и защитить принципы равенства, свободы и справедливости для всех.
Ксения Собчак — журналистка
Это самый репрессивный и жестокий закон за последние годы. Даже иноагентство по сравнению с этим — просто добрая отеческая рекомендация. Безумие.
Делаешь каминг-аут — на рудники. Живешь с партнером своего пола — на рудники. Слушаешь группу Тату — на рудники. Пишешь экстремистскую приставку перед словами «сообщество» или «люди» — на рудники.
Жди еще больший поток эмигрантов, дорогая страна. И запрет абортов не поможет продвинуть многодетность, повышать численность населения надо не так. Много детей хочется рожать в свободной стране, где тебя принимают. Из страны, где тебя признают преступником-психопатом из-за твоей ориентации, люди будут бежать.
Моя поддержка всему ****-сообществу. Найти для вас ободряющие слова у меня не получается. Может быть однажды все это закончится. Может быть.
Тихон Дзядко — главный редактор телеканала «Дождь»
Это значит, что росчерком пера, в угоду дешевым политическим очкам Кремль вывел за рамки закона несколько миллионов человек, объявил их преступниками. Ужасно.
ЛГБТК+ группа «Выход» — проект, помогающий ЛГБТК-людям
Это решение суда представляет собой очередной этап дискриминации ЛГБТК+ людей в России, на этот раз под видом борьбы с экстремизмом. Это исключительно политическое решение о признании экстремистской несуществующей организации, не имеющее правовых оснований. Именно поэтому оно создаёт правовую неопределенность в том, является ли теперь деятельность любой ЛГБТК+ организации экстремистской.
В ещё большей степени оно призвано создать атмосферу страха и неопределенности для ЛГБТК+ людей и тем самым дать сигнал обществу о том, что у цисгетеросексуального сообщества всё ещё не так плохо, но может стать хуже.
Сегодняшнее решение приведет к тому, что ЛГБТК+ будут сталкиваться с ещё большей дискриминацией и насилием, а получение помощи в таких ситуациях будет ещё более затруднено из-за затруднения работы ЛГБТК+ НКО и создания прямой опасности уголовного преследования ЛГБТК+ активистов или людей, не поддерживающих дискриминационные практики.
Вне зависимости от того, как будет на практике применяться закон об экстремизме после сегодняшнего решения суда, «Выход» продолжит работу в России для поддержки ЛГБТК+ персон, тем более, что с каждым днём она все больше требуется всем нам.
Марина Овсянникова — бывший редактор Первого канала
Сами они экстремисты. Все граждане России независимо от их расы, национальности, пола, сексуальной ориентации, места жительства, положения в обществе, религиозных и политических убеждений имеют равные права. Нарушение этого принципа называется дискриминацией…
Иван Жданов — директор ФБК
Признание ЛГБТ экстремистским движением — это начало избирательной кампании Путина. Не просто сигнал тревоги, колокол. Больше того, это его явная программа на новый срок: шаг к полной иранизации, изоляции России.
Будет полное отвлечение от реальных проблем, создание мифических врагов, дискриминация населения по разным признакам, это только начало.
Встречая новый год под музыку Щелкунчика Петра Ильича Чайковского, большая часть страны не осознает, какие мрачные времена нас ждут впереди.
Екатерина Мизулина — глава Лиги безопасного интернета
ЛГБТ-идеология — всё.
Екатерина Дунцова — журналистка из Ржева, которая объявила о планах участвовать в выборах президента РФ
Гомофобия должна уйти в прошлое!
Верховный суд принял решение о признании несуществующего «международного движения ЛГБТ» экстремистским. После этого решения суды смогут отправлять на долгие годы в тюрьму всех, кого правоохранительные органы к нему причислят. Это опасное решение, не имеющее четких критериев, и оно может привести к преследованию любого гражданина России.
Борьбу за традиционные ценности часто оправдывают заботой о детях, но, на мой взгляд, это лишь маскировка гомофобии. В результате эта непродуманная забота может привести к преследованию самих детей, например, за рисунок радуги.
Необходимо уважать права каждого человека и избегать действий, которые могут привести к ограничению свобод и ущемлению прав.
Вахтанг Кипшидзе — зампредседателя синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ
Оно [«движение ЛГБТ»] имеет признаки экстремистского, потому что результат его деятельности в логическом завершении — уничтожение традиционного представления о браке и семье.
Кризисная группа СК SOS — занимается помощью ЛГБТК-людям, которых преследуют на Северном Кавказе
Верховный суд одобрил иск Минюста, тем самым признав «международное общественное движение ЛГБТ» экстремистской организацией. Как именно проходило заседание и какие аргументы приводил Минюст, неизвестно, так как иск был засекречен.
Из-за секретности заседания остается непонятным и то, кого коснется принятая инициатива. Отдельные детали станут известны лишь после возможной публикации анонса Минюстом или Верховным судом или уже после появления первых дел за ЛГБТ-экстремизм.
Работа Кризисной группы СК SOS не прекращается. Несмотря на возросшие риски, мы продолжим помогать людям, находящимся в смертельной опасности на Северном Кавказе.
Евгений Попов — пропагандист, зампред Комитета Госдумы по информационной политике
Не очень понятно, что запрещено, а что признано конкретно экстремистским, а что такое ЛГБТ-движение, юридическое лицо есть у этого ЛГБТ-движения или это какое-то ИП, ООО? В этом смысле есть достаточный набор законов по запрету пропаганды ЛГБТ, к чему это решение принято Верховным судом, надо разобраться.
Непонятно, что это значит на практике. Это был закрытый судебный процесс с грифом «секретно», что тоже странно. Решение надо осмыслить. Хотелось бы понять, что вообще запрещено. Статья, по которой подразумевается наказание до 12 лет — за что, простите, там за каминг-аут или за что? Очень много вопросов. Сложно оценивать. Сложно сказать что-то по существу. Это странная ситуация.
Если мы хотим защититься от дрэг-квин шоу в детских садах, я — за. Если мы хотим защититься от того, чтобы дети меняли пол без уведомления родителей, я — за. Но в принципе там есть разные люди. У нас свободная страна, пожалуйста, выражайте мнение, но заставлять быть геем или лесбиянкой, культивировать это тоже нельзя. Надо разобраться. Выпиливать из шедевров кино гей-сцены, я не знаю… Хотя у нас и с другой стороны есть перегибы.
Государство не должно лезть в постель, но с другой стороны от всяких чудовищных проектов и реалий современности, таких, как дрэг-квин и смена пола без уведомления родителей детьми, мы, конечно, должны общество уберечь. Но надо понять, что это было и почему секретно. Конечно, раз Минюст подал этот иск, а суд его удовлетворил, то должны быть полные разъяснения.
Петр Толстой — заместитель председателя Госдумы
ЛГБТ — это не какие-то несчастные геи или лесбиянки, с которыми, как нам говорят, решила бороться Россия. На самом деле, это хорошо организованный и четко спланированный проект по подрыву традиционных обществ изнутри.
Содомия — это грех и полная противоположность традиционным ценностям. А содомия в красивой упаковке — это еще и привлекательный продукт, призванный совершить эту подмену. В этом и состоит задача. Все остальное — лишь прикрытие.
Конечно, принятый в прошлом году закон о запрете пропаганды ЛГБТ обрубил многие щупальца этого монстра. Но уничтожать нужно не щупальца, а монстра целиком.