Казахстан. Выборы – это не самоцель, а важный элемент перезагрузки всей государственной системы

В Казахстане стартовал процесс агитации в рамках выборов в Парламент страны и местные представительные органы. Таким образом, процесс перезагрузки системы государственного управления, инициированной властями после «январский событий», выходит на финишную прямую.

Выборы в Мажилис Парламента и маслихаты, назначенные на 19 марта 2022 года, очередной этап политической модернизации в Казахстане. Их предваряли республиканский референдум по вопросам внесения изменений в Конституцию Казахстана, выборы президента и выборы в Сенат Парламента.

При этом, как неоднократно заявляли местные власти, выборы – это не самоцель, а важный элемент перезагрузки всей государственной системы. Конституция и конституционные законы изменены, упрощены и демократизированы – теперь и жить надо по-новому, как говорят казахстанцы, в «Справедливом Казахстане».

И тут возникает вполне закономерный вопрос: а в чем суть реформ? Что изменилось? И насколько эти изменения революционны?

Сразу оговоримся, далеко не все изменения были восприняты однозначно. Так, например, идею выбирать президента на семилетний срок, вместо пяти, подвергалась критике. Дело в том, что эта норма не обсуждалась в рамках конституционной реформы, а была озвучена позднее, в сентябрьском послании главы государства и вошла в новый пакет политических реформ. Оппоненты протестовали: что это за референдум, если вдогонку принимаются конституционные законы, не прошедшие обсуждение в рамках плебисцита? Но были и сторонники инициативы, поскольку нововведение призвано обеспечить окончательный отход от «суперпрезидентской модели». Если ранее глава республики избирался в Казахстане неоднократно, то теперь на один семилетний срок.

Приняты и другие изменения, касающиеся президента и его семьи: это беспартийный статус главы государства (ранее он возглавлял ведущую партию страны), запрет его родственникам занимать должности в госструктурах и госкомпаниях, перераспределение части президентских полномочий в пользу иных институтов власти.

Среди других новшеств в правовом поле – возрождение Конституционного суда, придание конституционного статуса уполномоченному по правам человека, повышение правозащитной функции прокуратуры.

Что касается текущих выборов, рекомендации экспертов наконец-то услышаны. В частности, осуществлен переход от пропорциональной избирательной системы к смешанной: отныне 70% депутатов Мажилиса будут избираться по партийным спискам, 30% – по одномандатным избирательным округам. На уровне областных маслихатов и городов республиканского значения это соотношение составит 50 на 50%, на уровне районов и городов областного значения все депутаты — одномандатники.

Изменения, как комментируют эксперты, назрели давно. Прежняя система, работающая с 2004 года, лишала возможности избираться беспартийных граждан. Люди не могли выдвигать на выборы лидеров гражданского общества. Голосование по партийным спискам превращало избрание лучших в обезличенный процесс. В Парламент и местные представительные органы приходили люди, которых трудно было назвать народными избранниками.

Наблюдался застой и на партийном поле. И только нынешняя электоральная кампания стала исключением. Шутка ли, впервые за последние 15 лет в Казахстане стали расти как грибы после дождя новые политические объединения. Две из них — экологическая партия «Байтак» и партия «Respublika», в которую вошли молодые бизнесмены, начали активную борьбу за депутатские мандаты.

Что же изменилось? Как выяснилось, власти Казахстана чтобы активизировать межпартийную конкуренцию упростили процедуру регистрации политических партий. Если ранее для создания нового политического объединения нужно было иметь не менее двадцати тысяч членов, то сегодня порог снижен до пяти тысяч. Сокращена минимальная численность инициативной группы граждан для организации партии, сделаны послабления по срокам проведения учредительного съезда и формирования филиалов. Снижен порог прохождения политических партий при выборах в Мажилис Парламента с 7% до 5%.

Как следствие, конкуренция ужесточилась. Если на выборах 2021 года за депутатские мандаты боролось пять партий, то нынче семь. Помимо вышеперечисленных это — «Народная партия Казахстана», «Демократическая партия Казахстана», «Ак жол», партия «Ауыл», партия «Amanat» и ОСДП.

Политическая активность в Казахстане растет, но станет ли она синонимом демократизации? К чему ведет в перспективе выборность акимов? Ранее их выбирали в пилотном режиме и только в сельской местности, теперь же планируют расширить этот опыт и выбирать исполнительную власть в городах. И есть ли шанс через вопросы местного самоуправления и вопросы вовлечения граждан в управление государством – создать по-настоящему «Справедливый Казахстан» время покажет. «Мяч» на поле гражданского общества…

Руслан Абдрахманов

Вам также понравится

Одна мысль о “Казахстан. Выборы – это не самоцель, а важный элемент перезагрузки всей государственной системы

  1. Прожив 30 лет я с уверенностью могу сказать, что Казахстан движется в правильном направлении, и даст Бог пусть этот путь длится дальше и дальше. Спустя 30 лет народ Казахстана ощутил свою значимость при построении политического строя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *