Уроженцы Таджикистана, проживающие в Кыргызстане, сетуют на сложности, связанные с закрытием межгосударственных границ. Они просят открыть границу между странами. Однако госорганы не могут точно сказать, когда страны откроют свои границы друг для друга, пишет «Озоди».
Жизнь между двумя странами
Абдил-Ахат Курбанов — житель Сокулукского района Чуйской области Кыргызстана. Он приехал в Кыргызстан в 1995 году, но родился и полжизни провел в Джиргатальском районе Таджикистана. Уроженцы этого района живут почти во всех областях Кыргызстана. Большинство из них до закрытия границ жили между двумя странами, но пандемия коронавируса внесла свои коррективы в их жизнь.
«Почти у каждого джиргатальца сын, дочь, мать или какой-то иной близкий родственник живет в Кыргызстане. Когда кто-то болеет, кто-то женится или умирает мы не можем поехать и навестить друг друга. Мой односельчанин, кыргыз по национальности, но гражданин Таджикистана, приехал с женой и детьми на лечение и больше года, как не может попасть обратно к себе домой, никак его не пропускают», — говорит Курбанов.
По его словам, есть те, кто нелегально через Баткенскую область пересекает границу. Но для этого необходимо заплатить пограничникам и в итоге такую поездку не каждый может себе позволить.
Влияние на бизнес
Контрольно-пропускные пункты (КПП) на границе Кыргызстана с Таджикистаном закрылись в начале марта 2020 года. Граждане двух стран могут попасть друг к другу только на основе специальных разрешительных документов, обосновав свою поездку. На неудобства, связанные с закрытием КПП, жалуются не только кыргызстанцы.
Расул, житель Душанбе, торгует на столичном рынке «Корвон», но товары закупает на рынке «Дордой» в Бишкеке.
«Уже год, как не можем въехать в Кыргызстан. Приходится отправлять деньги в Бишкек, а оттуда наши коллеги высылают товар. Не всегда приходит то, что хотелось бы, но другого выхода нет», — сетует таджикский предприниматель.
Между Душанбе и Бишкеком раз в месяц летает по мере заполнения чартерный рейс. Собеседники Радио «Озоди» говорят, что билеты на этот рейс стоят в два раза дороже обычного и ждать заполнения самолета приходится долго, поэтому такой рейс для многих не представляет интерес.
Переговоры за закрытыми дверями
16 марта во время встречи полпреда этого региона Омурбека Суваналиева с руководителем Согдийской области Таджикистана Раджаббоем Ахмадзода должны были обсуждаться вопросы открытия пунктов пропуска «Кулунду» и «Кайрагач», но по итогам встречи официальная информация не была представлена.
При этом в посольстве Таджикистана в КР отметили, что «вопрос открытия границ обсуждается и будет зависеть от эпидемиологической обстановки в двух странах».
К слову, подробности межгосударственных переговоров, прошедших 16-17 марта в Гулистоне, также не стали достоянием общественности.
«В ходе встречи состоялся обмен мнениями по вопросу делимитации таджикско-кыргызской государственной границы. Встреча прошла в дружественной атмосфере», — отмечается в сообщении внешнеполитического ведомства в Душанбе.
Между тем, 13-14 марта семеро граждан Кыргызстана, задержанные на территории Таджикистана за нарушение границы, были возвращены домой.
До этого, 26 февраля, были возвращены в Кыргызстан еще двое граждан этой страны. Их суд в Таджикистане обязал выплатить штраф.
23 февраля были возращены домой еще трое граждан Кыргызстана. Они получили предупреждение в связи с нарушением режима пересечения госграницы.
Вместе с тем, в настоящее время в Баткене под стражей по обвинению в незаконном пересечении госграницы содержатся 15 граждан Таджикистана.
Пресс-секретарь полномочного представителя в Баткенской области Чолпон Бердикулова в телефонной беседе с Радио «Озоди» сообщила, что дела задержанных граждан Таджикистана переданы в Лейлекский районный суд, который должен вынести решение.