Казахстанские депутаты недовольны функционированием железнодорожного маршрута «Казахстан – Туркменистан – Иран»

Депутаты казахстанского мажилиса от фракции «Народные коммунисты» интересуются, когда ожидается полноценное функционирование железнодорожного коридора «Казахстан – Туркменистан – Иран» и автомобильного коридора «Западный Китай – Западная Европа» как транзитных маршрутов.

В запросе парламентариев на имя премьер-министра РК Бакытжана Сагинтаева отмечается, что в декабре 2014 года был запущен железнодорожный маршрут «Казахстан – Туркменистан – Иран». Ожидалось, что он обеспечит казахстанским товарам прямой выход к портам Персидского залива, а также будет генерировать доход от транзита. По прогнозам правительства, объем перевозок грузов по этой дороге к 2022 году достигнет проектной мощности — 15 млн тонн в год.

«По нашим подсчетам за 10 месяцев текущего года объем перевезенных грузов по маршруту Казахстан – Туркменистан — Иран (пограничный переход «Болашак») составил чуть более 1 млн тонн. При этом транзит не достиг даже 200 тыс. тонн. По имеющимся данным, указанный маршрут в качестве международного транспортного коридора, фактически, не функционирует. Бизнесом пока данное направление невостребовано, и его перспективы туманны», — заявляют коммунисты.

По их словам, в следующем году ожидается завершение работ по созданию казахстанского участка международного автомобильного коридора «Западный Китай – Западная Европа».

«Эта трасса имеет важное значение для нашей республики, уже улучшив перевозки между регионами. Однако, как транзитный маршрут магистраль полноценно сможет заработать только при вводе российского участка. По имеющейся информации, он будет полностью завершен не ранее, чем через 5 лет. Соответственно, это скажется на возможных объемах выручки за транзит грузов. В то же время дорогу необходимо содержать, для того чтобы сохранить ее в пригодном состоянии ко времени выхода транзита на проектную мощность», — говорится в запросе.

Депутаты уверены, что затягивание использования данных маршрутов как международных увеличивает риски того, что грузоотправители переключатся на альтернативные направления: международная конкуренция в этой сфере очень высока, все стремятся перетянуть на себя транзитные грузопотоки.

«Не меньшую значимость имеет окупаемость инвестиций в данные проекты, для того чтобы они не легли неподъемным грузом на бюджет. Как известно, для их строительства были использованы заемные средства, при этом они номинированы в иностранной валюте, что в условиях снижения курса тенге увеличивает долговую нагрузку», — напоминают мажилисмены.

В этой связи, фракция обращает внимание правительства на возникающие риски для казахстанской экономики и интересуется, когда ожидается полноценное функционирование железнодорожного коридора «Казахстан – Туркменистан – Иран» и автомобильного коридора «Западный Китай – Западная Европа» именно как транзитных маршрутов.

Вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *