Почему Google, Youtube, Facebook, Яндекс и ряд поисковых систем и мессенджеров не платят Кыргызстану?

В Кыргызстане в последнее время набирают популярность виды услуг, предлагающие «Как делать правильную контекстную рекламу в Google, Youtube, Facebook, Яндекс, а также в других поисковых системах и платформах и мессенджерах.

В большинстве своем объявления выглядят так: «Размести рекламу в google и проникни в компьютеры и смартфоны миллионов кыргызстанцев. Реклама в поисковиках google, Яндекс — единственный способ привлекать горячих клиентов, которые ищут именно вас. Гибкие настройки позволяют настроить рекламу на определенное географическое положение, день недели, время суток и другие параметры. Тех, кто уже посетил ваш сайт, можно «преследовать» на других сайтах с помощью кампаний ремаркетинга. Платите только за клики».

Информационный портал Tazabek решил вместе с экспертами разобраться, как в Кыргызстане регулируется деятельность иностранных IT-компаний, занимающимися электронной торговлей и предоставлением различных услуг, нужно ли начать регулировать данный рынок и последовать ли примеру ряда стран, уже начавших вводить НДС на услуги глобальных компаний или не стоит вмешиваться в этот рынок.

Депутат Жогорку Кенеша Дастан Бекешев (СДПК) считает, что Налоговой службе необходимо вырасти и начать регулировать рынок электронных услуг.

«В России уже введен «налог на Google». Я считаю, что мы тоже к этому придем в любом случае, хотим мы или нет. Со временем большая часть сделок будет совершаться через электронные платежи, пока у нас электронные платежи пользуются спросом только в Бишкеке, в регионах не так активно, но в дальнейшем это будет распространяться.

Но прежде чем вводить такой налог, Налоговой службе нужно немного вырасти. Она должна разбираться в этих вещах, нужно им отслеживать рекламу, которая распространяется без уплаты налогов», — советует парламентарий.

По его словам, пока рынок интернет-коммерции регулировать сложно.

«Если, например, я за рекламу в Instagram плачу 3 доллара, все деньги уходят в США и ни тыйына в КР не остается. Или вы хотите купить какую-то услугу в Whats App Business, в этом случае компания тоже ни тыйына здесь не заплатит. Если говорить о таких глобальных компаниях и платежах, это тяжело отследить, но можно. Оплата за услуги в Интернете производится все равно с банковского счета, либо электронного счета. И Налоговой службе в данных случаях нужно поставить определенный шлюз, который бы отслеживал эти платежи. В принципе, мы уже начали задумываться, в рамках фискализации этот вопрос будет подниматься.

ГНС должна инициировать этот вопрос, а для этого сначала нужно вырасти. Если посмотреть на рынок рекламы, местным компаниям, в том числе рекламным, СМИ, было бы выгодно, чтобы глобальные IT-компании тоже отчисляли от доходов, потому что большую часть пирога они забирают. Как пример, Booking.com, если наши гостиницы или отели заключают с ними договор, то они оплачивают деньги не в Кыргызстан, а за границу», — привел он пример.

Председатель правления ОО «Палата налоговых консультантов» Татьяна Ким уверена, что в Кыргызстане стоит вводить «налог на Google».

«Конечно, стоило его ввести давным давно. Уже даже был разработан законопроект, который до сих пор на уровне проекта и остается. Мы же переходим в вектор цифровой экономики и каждый год ее объемы в мире увеличиваются на 30%, то есть за 3 года ровно в 2 раза рост идет. И недалек тот день, когда многие сферы экономики полностью уйдут в цифровое пространство, поэтому мы даже опаздываем с этим», — считает она.

По ее словам, из-за отсутствия данного налога есть упущенная выгода.

«Сейчас ведется разработка данного законопроекта по заданию замминистра экономики Баккельди Тюменбаева. В свое время мы участвовали в работе рабочей группы по разработке законопроекта, но он пока так и остался на уровне законопроекта. Это было 2 года назад, для начала мы предлагали, чтобы в принципе было дано определение и была обозначена такая «деятельность иностранных компаний без присутствия на территории КР по оказанию электронных услуг». Для начала мы предлагали сделать налог нулевым, потому что 2 года назад это были небольшие суммы. Чуть позже, когда мы поймем, как это работает, хотели ввести соответствующие ставки. На пространстве ЕАЭС «налог на Google» введен в Беларуси с 2018 года, по России с 1 января 2017 года. Там берется по минимальной ставке НДС и идет добровольная регистрация», — проинформировала она.

С 1 января 2017 года в России действует налог, который принято обозначать как «налог на Google». Этот налог представляет собой специальный порядок уплаты НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме через Интернет.

В кабинете налогоплательщика на сайте ФНС уже зарегистрировались Google, Apple, Microsoft, Samsung, Netflix и многие другие крупные поставщики электронных услуг.

Место оказания таких услуг стали определять по местонахождению покупателя услуг. Если покупатель услуг находится в России, то оказываемые ему электронные услуги стали облагаться российским НДС.

Относительно оценки, о каких суммах идет речь, Т.Ким считает, что нужно серьезно отнестись к вопросу.

«Оценку можно сделать через сотовые компании, посчитать объемы электронных услуг, оценить, какой трафик используется, чтобы предоставлять услуги на таких площадках как Google и других иностранных компаний. Такую оценку могли бы сделать Минфин и Минэкономики. Это нетрудно, оценить объем услуг», — считает эксперт по налогам.

Начальник управления налоговой политики Министерства экономики Кубан Айдаралиев в свою очередь сказал, что эта проблема сейчас для Кыргызстана не так актуальна, как в России, например.

«Чтобы поднять этот вопрос на общественный уровень, нужны официальные письменные заявления и обращения в правительство, в Минэкономики, или даже в СМИ. Чтобы поднять актуальность этого вопроса, необходимы обращения, а так у нас нет оснований для поднятия этого вопроса», — сказал он.

Digital-эксперт Айбек Куренкеев подтвердил наличие такой проблемы.

«Как правило, глобальные IT-компании базируются в таких странах, как Ирландия или Голландия, и там уплачивают налоги. Это хороший пример, и нам надо не кнутом, а пряником вести госполитику таким образом, чтобы глобальным компаниям было у нас выгодно открывать региональные представительства — предоставлять налоговые каникулы, социальные преференции. И второе, есть способ снизить налоговую нагрузку на такого рода компании можно с помощью соглашений об избежании двойного налогообложения с теми странами, где базируются мировые IT-компании.

С точки зрения финансов для предприятий можно сделать какую-то форму учета этих расходов. Сейчас это работает так: с карты деньги расходуются, ни один финансовый аудит под отчет эту карточку не примет. Некоторым фирмам в КР в этом плане легче, потому что имеются прямые договора с контрагентами — с Mail.ru, сервисом myTarget. Российские компании эту проблему поняли, они начали или представительства открывать, или выходить на прямое сотрудничество с компаниями, в таком случае оплата производится через банк и оплачиваются налоги. Это такая система легализации, потому что это российская компания. Если говорить о Google или Facebook, то это, скорее всего, произойдет не скоро. Глобальный тренд не остановить и Кыргызстан не может влиять на политику крупных компаний», — прогнозирует он.
Политически было правильно сделать благоприятные условия для глобальных компаний, предложил он.
А.Куренкеев считает, что сложно отследить объем рекламного рынка в Кыргызстане и никто точно не знает эту сумму. В основном оплата за услуги идет через электронные платежи.Рынок рекламы в стране молодой, внутри ассоциаций такие вопросы обсуждаются, но вопрос не был поднят на общественное обсуждение, поделился он.

Вам также понравится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *