Недавний разворот Турции в направлении России можно рассматривать как проявление отчаяния. Прокурдская политика Соединенных Штатов в Сирии была воспринята Анкарой как экзистенциальная угроза для Турции, поэтому у страны не осталось иного выбора, как искать сотрудничества с Россией и Ираном, чтобы подорвать курдские амбиции Вашингтона. Для того чтобы понять, насколько противоречив альянс между Россией и Турцией, достаточно вспомнить, что в 2015 году Турция сбила российский военный самолет, который вошел в воздушное пространство Турции, предположительно, в рамках миссии против сирийских боевиков. Выстраивание отношений с Россией принципиально противоречит природе турецкого государства.
Ключевые фигуры турецкой элиты, стоящие за спиной Эрдогана, придерживаются политической традиции, которая глубоко враждебна Москве. Эти правые турецкие националисты считают Россию врагом Османской империи и поработителем тюркских народов. Исторически они были проамериканскими. Они остались бы таковыми, если бы не поддержка курдов со стороны Вашингтона. К числу ключевых фигур турецкой элиты относится лидер Партии националистического движения (MHP) Девлет Бахчели, который в течение нескольких лет был связан с Партией справедливости и развития Эрдогана.
Поддержка Бахчели имела решающее значение для Эрдогана. Во-первых, потому что президент проиграл бы свое переизбрание в июне 2018 года, если бы Бахчели не поручил своим сторонникам голосовать за Эрдогана. Столь же важным является тот факт, что сторонники MHP глубоко укоренились в турецком государстве. Действительно, представители MHP предпочли не входить в правительство открыто, но они обладают огромной косвенной властью, они располагают тысячами своих сторонников в турецкой бюрократии. После неудавшейся попытки военного переворота в 2016 году правительственные органы были очищены от сторонников исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, которого Анкара подозревает в организации переворота. После этого позиции сторонников Партии националистического движения окрепли еще больше. Эрдоган не является новым турецким султаном, обладающим безграничными возможностями, он фактически подотчетен сторонникам Бахчели и Партии националистического движения.
Рассмотрим, например, назначение Хулуси Акара, бывшего начальника генерального штаба, на пост министра обороны Турции. Всем известно, что Акар является националистом и сторонником MHP. В националистических кругах Турции ходили слухи о том, что Акар был назначен на пост министра обороны по просьбе Бахчели. Акар не доверяет Соединенным Штатам и не любит Россию. В своем первом заявлении в качестве министра обороны он подчеркнул важность мобилизации «национальных ресурсов» для обеспечения независимости и безопасности Турции.
Это не первый случай, когда MHP ведет успешную закулисную игру. В течение 1970-х годов члены MHP раздавили в стране левые силы. При поддержке бюрократии и вооруженных сил боевики MHP осадили социал-демократическое правительство, убили тысячи левых и подготовили почву для правого военного переворота в 1980 году.
Теперь сторонники MHP взяли на себя миссию по восстановлению авторитета государства и укреплению власти для обеспечения того, чтобы ни сторонники Гюлена, ни другие неизвестные образования не смогли узурпировать власть в будущем. Для достижения этой цели именно Бахчели призвал ввести ныне действующую президентскую систему после неудавшегося переворота в 2016 году. С точки зрения MHP, президентская система позволяет создать ограниченное политическое пространство, способствующее процветанию определенных фракций.