По информации разработчиков проекта, Кыргызская Республика осуществляет собственное движение к цифровой трансформации национальной экономики и обеспечению доступа граждан к современным цифровым сервисам.
«Построение цифровой экономики в рамках Стратегии рассматривается как необходимое условие и национальный приоритет развития Кыргызской Республики на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Контуры стратегии цифровой трансформации кыргызской экономики формируются в рамках инициативы Таза Коом», — считают они, отметив, что несмотря на промежуточную, де-факто стартовую фазу развития государственной политики в этой области, основные составляющие этой стратегии на перспективу до 2023 года могут быть определены уже на данном этапе:
— Формирование сквозной системы электронного документооборота и единой платформы предоставления электронных услуг гражданам Кыргызской Республики;
— Развитие инфраструктуры доступа к цифровым коммуникациям, включая расширение широкополосного доступа к сети Интернет и расширение покрытия территории КР сервисами беспроводного доступа;
— Развитие инфраструктуры умного города и безопасного города, внедрение соответствующих сервисов, основанных на технологии межмашинных коммуникаций (М2М);
— Формирование и развитие национальных кластеров разработки и продвижения программного обеспечения и цифровых сервисов;
— Развитие инфраструктуры обработки данных на территории Кыргызской Республики, формирование и расширение национального сегмента рынка в нишах дата-хостинга, пиринга и обмена трафиком, облачных сервисов и прочего.
Необходимым условием решения этих задач и достижения целей, поставленных в рамках проекта «Таза коом» и возможных иных инициатив цифровой трансформации национальной экономики является обеспечение безопасности соответствующих инфраструктур, сервисов и бизнес-процессов.
В связи с этим Госкомитет выделил ряд проблем в данной области:
— отсутствует рамочный документ, который формирует доктринальную основу и выступает в качестве единой «системы координат» для государственной политики в области обеспечения кибербезопасности;
— имеются существенные пробелы в системе нормативных правовых актов и политики обеспечения кибербезопасности (отсутствие концепций и подходов к реагированию на компьютерные инциденты, обеспечению безопасности критической информационной инфраструктуры Кыргызской Республики и автоматизированной системы управления технологическим процессом, международному сотрудничеству в области обеспечения кибербезопасности);
— в тех нишах и направлениях государственной политики, где система нормативных правовых актов и заданных ими подходов присутствует, наблюдается ее неполнота и отставание от актуальных тенденций развития ИКТ и кибербезопасности (противодействие компьютерной преступности, регулирование в области защиты информации, техническая стандартизация в области ИТ);
— не выстроен подход к повышению уровня компьютерной гигиены и цифровой грамотности, а также в целом к наращиванию потенциала и использованию человеческих ресурсов в рамках государственной политики по обеспечению кибербезопасности.