«С большой долей уверенности можно отметить, что пальма первенства по объемам производства автомобилей внутри СНГ по итогам первого полугодия 2022-го принадлежит именно узбекской компании», — считают эксперты российского аналитического агентства ПРОМРЕЙТИНГ.
Согласно новому исследованию этого российского агентства за первые 6 месяцев нынешнего года Узбекистан произвел больше легковых автомобилей, чем Российская Федерация, и занял лидирующее положение среди автопроизводителей СНГ по объёмам производства.
В пяти из девяти стран-членов Содружества независимых государства (СНГ) есть собственная автомобильная промышленность, констатирует агентство, решившее составить рейтинг крупнейших по объемам производства автомобилей компаний стран Содружества. В расчет взяты данные за 2021 год и информацию по первому полугодию 2022-го. Поскольку за последние месяцы обстановка в мировой политике и экономике резко изменились, статистика нынешнего года содержит в себе некоторые неожиданности, предупреждают авторы исследования.
Для начала необходимо напомнить, какие страны входят в СНГ — это Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Армения, Азербайджан, Молдавия, Таджикистан и Узбекистан. Суммарная численность населения девяти государств — почти 250 млн человек, т.е. это огромный рынок, хотя и не объединенный в рамках СНГ общим экономическим пространством. Только первые пять из перечисленных стран работают совместно на условиях единого таможенного и экономического пространства, поскольку являются членами и другой организации региональной интеграции — Евразийского экономического союза (ЕАЭС), хотя некоторые формы упрощенного внешнеторгового взаимодействия по отдельным категориям товаров и на особых условиях предусмотрены и внутри СНГ.
Развитая автомобильная промышленность исторически со времен СССР сложилась в России и Беларуси. За последние 25 лет с нуля крупные автопроизводства были взращены в Узбекистане и Казахстане. Также в Беларуси сформировалось производство легковушек. Небольшие автосборочные предприятия за последние годы возникли в Азербайджане.
«Стоит оговориться,- отмечается в исследовании, — что в последние годы крупнейший автопроизводитель Казахстана попал в ситуацию, в которой бизнес по производству сразу нескольких брендов пришлось закрыть. Сейчас статус лидера перешел от АЗИЯ АВТО к СарыаркаАвтоПром. Ситуация не сказать, чтобы типичная. Все же мы отвыкли от столь крупных скандалов и дележа бизнеса. Не девяностые как никак…
Также отметитм и подвешенное состояние ижевской площадки АВТОВАЗа. На момент проведения исследования в медийном пространстве появилась информация о возможном переносе производства Lada Vesta из Ижевска в Тольятти».
Вот как соотносятся объемы производства легковых + легких коммерческих автомобилей в этих пяти странах по итогам 2021 года:
1. Россия — 1,4 млн авто,
2. Узбекистан — 236 тысяч,
3. Казахстан — 93 тысячи (с учетом грузовиков и автобусов),
4. Беларусь — около 35 тысяч,
5. Азербайджан — 2 тысячи.
По результатам 2021 года ТОП-10 крупнейших производителей легковых и легких коммерческих машин в СНГ выглядел так:
1. АВТОВАЗ (Тольятти и Ижевск, Россия) — 430 тысяч авто,
2. UzAuto Motors (Асака и Хорезм, Узбекистан) — 236 тысяч,
3. Hyundai Motor Manufacturing Rus (Сестрорецк, Россия) — 234 тысячи,
4. Автотор (Калининград, Россия) — 177 тысяч,
5. Volkswagen Group Rus (Калуга, Россия) — 118 тысяч,
6. ГАЗ (Нижний Новгород, Россия) — 117-127 тысяч авто: 65-75 тысяч легких коммерческих авто собственного бренда (точных данных нет) + 52 тысяч легковых VW и Skoda,
7. Renault Россия (Москва, Россия) — 88 тысяч,
8. Toyota Motor Manufacturing Rus (Шушары, Россия) — 81 тысяча,
9. СарыаркаАвтопром (Костанай, Казахстан) — 60 тысяч (с учетом грузовиков и автобусов),
10. Nissan Motor Manufacturing Rus (Санкт-Петербург, Россия) — 45 тысяч.
«В первой половине 2022 года политическая и экономическая ситуация в Евразии по известным причинам радикально изменилась. Из-за событий на Украине Запад с конца февраля «душит» Россию жесткими санкциями. Большая часть европейских и японских компаний приостановили работу в РФ на неопределенное время. Из-за недопоставки компонентов из-за рубежа сбился нормальный ритм производства автомобилей на автозаводах, принадлежащих национальным российским компаниям», — констатирует ПРОМРЕЙТИНГ.
Флагман российского автопрома — АВТОВАЗ — не раскрывал данные о производстве автомобилей в январе-июне 2022-го, но по прикидкам независимых экспертов в указанном периоде компания в сумме на двух своих автозаводах собрала не более 80 тысяч машин, поскольку мощности АВТОВАЗа из-за срыва поставок компонентов большую часть времени с февраля и до начала июня простаивали.
Российский завод Hyundai простаивает по политическим причинам с начала марта, однако по итогам первых двух месяцев он мог выпустить около 40 тысяч машин.
По результатам выпуска машин на других автозаводах на территории РФ с начала 2022 года сведений слишком мало.
С определенной уверенностью можно сказать, что в течение 2022 года автозаводы Узбекистана и Казахстана будут активно наращивать выпуск машин на своих конвейерах, поскольку они не обременены международными ограничениями, от которых в настоящее время страдают предприятия в России и Беларуси.
Кроме того, вызывает неподдельное уважение грамотная инвестиционная политика UzAuto Motors — компания вложила в производство автомобилей на новейшей платформе GM GEM на своих мощностях 620 млн долларов. С июля 2022 года (тут нужно учесть, что это в самый разгар кризиса) на мощностях узбекской компании в городе Асака стартовал массовый выпуск товарных образцов новейшего кроссовера Chevrolet Tracker, в начале 2023 года компанию ему составит седан Chevrolet Onix.
Исходя из приведенных данных можно с уверенностью говорить, что география автомобильного производства в СНГ в ближайшие годы сильно изменится.