Война и мир в Таджикистане в учебнике для выпускников: правдивая ложь или искаженная правда?

Как и почему Таджикистан стал жертвой наиболее разрушительного конфликта в бывшем Советском Союзе, каковы были последствия войны и как подписывался мирный договор? Ответы на эти вопросы в недавно изданной новой редакции учебника «История таджикского народа для учащихся 11 классов» нашло Радио Озоди.

Однако ряд ученых утверждают, что в учебнике для учащихся 11 классов общеобразовательных школ Таджикистана некоторые факты недавней истории страны сильно искажены.

О трагических событиях в Таджикистане в начале 90-х годов написано немало книг и монографий. Но многие авторы, по словам специалистов, искажают историю или дают явно однобокую оценку событиям. В этом году в учебник «История таджикского народа для учащихся 11 классов» впервые включена глава о причинах и последствиях гражданской войны, которая завершилась в 1997 году подписанием Всеобщего соглашения об установлении мира и национального согласия.

Учебник для старшеклассников написали доктора исторических наук Рохат Набиева и Файзи Зикриёев. Рохат Набиева скончалась в 2017 году, наши попытки связаться с Файзи Зикриёевым не увенчались успехом.

В учебнике главными факторами начала гражданской войны в Таджикистане названы распад СССР, уход с политической сцены КПСС, создание в Таджикистане демократической и исламской партий.

Демократы и исламисты, по мнению авторов учебника, «воспользовались недовольством народа для реализации своих корыстных целей». В события вмешались эмиссары некоторых зарубежных стран, которые начали дестабилизировать ситуацию, подливая масло в огонь народного недовольства, утверждается в книге.

В другом месте авторы пишут: «В республике т.н. «матери нации» и «отцы нации» занимались реакционной деятельностью и под лозунгом борьбы за возрождение культуру предков пропагандировали политику Ирана и национализм, и тем самим наносили удары по основам политической системы страны».

Таджикский историк Лукмон Бойматов считает, что в учебнике нет беспристрастной оценки событий в Таджикистане в начале 90-х годов, и авторы позволили себе обвинить отдельные группы, партии и движения в беспорядках. «Историк — не судья, он должен отказаться от обвинений в адрес партий и движений, и лишь констатировать исторический факт, рассказать об исторических тенденциях и их последствиях», – говорит ученый.

По словам историка, авторы учебника, восхищаясь заслугами одной из противоборствующих сторон в достижении мира в Таджикистане, напрочь «забыли» о роли их оппонентов. И лишь однажды подчеркнута роль Саида Абдуллои Нури в установлении мира и согласия в стране.

Авторами допущено и множество неточностей, разночтений и нестыковок, считают другие историки. В частности, собравшиеся на площади Озоди в Душанбе названы «сторонниками конституционного строя», хотя в то время в стране было создано правительство народного единства, орган, признанный законным Конституционным судом Таджикистана.

Комил Исоев, руководитель Центра по изданию учебных пособий Министерства образования и науки Таджикистана, 7 октября сказал Радио Озоди, что учебник «История таджикского народа для учащихся 11 классов» был одобрен ведущими историками страны. Тем не менее, по его словам, все желающие могут послать свои замечания о новой редакции учебника в письменном виде в Минобрнауки. «Каждый человек имеет право высказать свои мнения, критические замечания и предложения. Все пожелания и критические замечания, поступившие в адрес министерства, будут учтены при последующих изданиях учебника», – отметил Комил Исоев.

Некоторые ученые считают, что объективную историю о гражданской войне в Таджикистане напишет будущее поколение.

Сайфулло Муллоджонов, таджикский историк говорит, что, когда страной ghfdbn одна из сторон недавнего конфликта, о правде истории не может быть и речи. «Спустя 28 лет после распада СССР мы так и не смогли написать правдивую историю о прошедшем периоде. Наша национальная историография — исследования в области истории, посвящённых определённой теме либо исторической эпохе, с учетом национальных интересов и правды истории, пока находится только на стадии формирования», – говорит он.

Тем временем, некоторые аналитики считают, что история должна быть написана, пока все, кто ее делал, не унесли, все что знают, с собой.

Учебник «История таджикского народа для учащихся 11 классов» издан под редакцией Абдулфаттоха Шарифзода, ученого и пресс-секретаря президента Таджикистана, тиражом 75 тыс. экземпляров.

You May Also Like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *