Министр иностранных дел Кыргызстана Эрлан Абдылдаев рассказал о встрече лидеров Китая Си Цзиньпина и Кыргызстана Сооронбая Жээнбекова в Пекине.
В ходе переговоров состоялось обсуждение всего комплекса вопросов двустороннего характера, и в целом их можно подразделить на четыре блока: политическое сотрудничество, торгово-экономическое взаимодействие, сфера безопасности и взаимодействие в рамках Шанхайской организации сотрудничества.
«По первому блоку было отмечено, что две страны на сегодня находятся на самом лучшем этапе взаимодействия за всю историю наших двусторонних отношений. По итогам переговоров обе стороны приняли решение вывести наши отношения на новый уровень всестороннего стратегического партнерства», — сообщил министр.
Он пояснил, что новый уровень партнерства характеризуется, прежде всего, взаимным доверием, двусторонней поддержкой и пониманием, что является базовой основой для решения всех вопросов между странами на дипломатической основе.
«По итогам переговоров была подписана соответствующая декларация. Стороны договорились, что мы будем поддерживать высокий уровень динамики контактов между руководством, правительствами, ведомствами и соответствующими бизнес-структурами двух стран», — добавил Абдылдаев.
По блоку торгово-экономического взаимодействия, по данным министра, повестка была достаточно широкая: обсуждалась динамика роста товарооборота между двумя странами.
«Китай по итогам 2016-2017 годов стал главным торгово-экономическим партнером Кыргызстана, основным инвестором. Нашим лидером был поставлен большой вопрос об открытии китайского рынка для нашей промышленной и сельскохозяйственной продукции», — сообщил Абдылдаев.
Он добавил, что китайская сторона не стремится к тому, чтобы постоянно иметь положительное сальдо в торгово-экономических отношениях и готов открыть соседним производителям свой рынок. Главным их требованием стало качество поставляемой промышленной и сельхоз продукции, которая отвечала бы стандартам КНР.
«В этих целях была достигнута договоренность, что будет открыта одна лаборатория на севере Кыргызстана по сертификации продукции, и сейчас идет разговор об открытии еще и второй. Сегодня постепенно те или иные продукции уже получают сертификат и выходят на рынок. Мы отмечаем рост экспорта в Китай, но даже те 100 млн. долларов США для экспорта нашей продукции в Китай — не те цифры, на которые мы рассчитываем», — отметил Абдылдаев.
Кроме этого, главой Кыргызстана было поднято предложение о производстве электромобилей, что китайская сторона поддержала и в ближайшее время между соответствующими ведомствами пройдут переговоры о начале выпуска электромобилей в Кыргызстане.
Переговоры касательно проведения чистой питьевой воды также были поддержаны Китаем и, как ожидается подписание соглашения о предоставления гранта для проведения питьевой воды сельские местности Кыргызстана.
По третьему блоку переговоры затронули темы по ситуации на севере Афганистана и о мерах борьбы с тремя силами зла: сепаратизмом, экстремизмом и терроризмом.
«В этом плане мы договорились об углублении сотрудничества между специальными органами, также был обсужден вопрос о взаимодействии между нашими оборонными органами, прежде всего по части, касающейся оказания содействия военно-технического сотрудничества», — проинформировал Абдылдаев.
По четвертому блоку обе стороны констатировали высокую степень готовности всех документов, вносимые на саммит в Циндао, где будет подписано около 17 документов.
«Среди них ключевой является Циндаоская декларация, и отличительная черта предстоящего саммита заключается в том, что впервые саммит продет в новом формате — формате восьми стран», — добавил глава МИД.
Он отметил, что Китай при этом проделал огромную работу для адаптации Индии и Пакистана, которые стали члена организации с прошлого года. Кроме этого, в Циндао также пройдет символическая передача председательства от Китая Кыргызстану, и по предварительным данным летом 2019 года саммит ШОС пройдет в Бишкеке.